Запредельное (охранительное) торможение

Охранительное запредельное торможение – это вид безусловного (врожденного) торможения, возникающий в ответ на действие раздражителя значительной интенсивности. Согласно существующему в физиологии закону силовых отношений («закон силы»), интенсивность ответных реакций возрастает с увеличением силы раздражителя.

Однако это справедливо лишь в определенных пределах интенсивности действующего раздражителя. Нарастание интенсивности раздражителя выше определенного предела влечет за собой снижение вызываемого им положительного эффекта, а затем и полное его исчезновение. Отсутствие в подобных случаях соответствующей реакции и является внешним выражением возникающего в тех или иных участках ЦНС запредельного торможения. Читайте также о проактивном торможении.

Согласно И.П. Павлову, нервным клеткам коры головного мозга свойствен определенный предел работоспособности. Однако он не является постоянной величиной и может меняться в зависимости от ряда обстоятельств. Так, при истощении, заболевании, старости и т.д. предел работоспособности корковых клеток понижается, и вместе с этим в окружающей среде оказывается все больше и больше для данной клетки сверхмаксимальных, тормозящих раздражителей. Подробнее о видах торможения рефлексов.

Те раздражения, к-рые здоровыми людьми легко переносятся, оказывают на больных или слабых резко угнетающее действие. Возникает З.т., охраняющее нервные клетки от функционального перенапряжения, к – рое неизбежно наступило бы в случае их реакции в ответ на действие сверхсильного раздражителя.

Педагогу чрезвычайно важно знать, что низкий предел работоспособности корковых клеток характерен для детей со слабым типом в.н.д. Это требует индивидуализированного подхода к уч-ся с различными типами нервной системы. Те методы воздействия, к-рые с успехом могут быть применены к детям с сильным типом нервной системы, в отношении детей слабого типа могут вызвать нежелательные последствия.

Низкий предел работоспособности присущ также умственно отсталым детям с органическими недостатками развития головного мозга. По отношению к этим детям должны применяться специальные методы как воспитательного, так и дидактического характера, учитывающие эту особенность работоспособности их корковых клеток.

Читайте далее:

Оставьте комментарий