Педагогика

ПРИЕМЫ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ —

способы, к-рыми осуществляется умственная деятельность и к-рые могут быть выражены в перечне действий. Перечень действий обычно носит характер инструкции или правила, рекомендации, указывающих, как осуществлять умственную деятельность, те или иные процессы при решении определенного круга задач. Так, прием обобщения от частного к общему может быть объективно выражен в следующем перечне действий: а) сопоставить заданные предметы; б) выделить в каждом из них общие для всех признаки и назвать их; в) объединить предметы по этим признакам. Др. способом осуществляется обобщение от общего к частному, напр., когда уч — ся, знающий определенные трапеции, должен отобрать из заданных геометрических фигур все трапеции и назвать их общие признаки. Следует подчеркнуть, что разные действия (выраженные в объективном перечне действий и операций) не являются равнозначными с т. зр. их использования в решении задач. Так, один из приемов абстракции (выделение существенного) на геометрическом материале может быть выражен в таком перечне действий: вспоминание признаков названной геометрической фигуры, рассмотрение нового чертежа и вычленение в нем этих признаков и всей геометрической фигуры в целом. Для того чтобы показать неоднозначность этих действий в решении задач, назовем их условно «основными» и «вспомогательными». В данном случае основным будет вычленение признаков и всей геометрической фигуры, а вспомогательным — вспоминание признаков ранее изученной фигуры. Это не означает, что вспоминание всегда является вспомогательным действием. Напр., в задании на воспроизведение фигур оно будет относиться к основным действиям.

Усвоенный П.у.д., напр. обобщения, характеризуется тем, что уч-ся знает способ, каким надо обобщать материал и умеет обобщать его этим способом как в привычных, так и в новых заданиях. Показателем усвоенного П.у.д. является его сознательный перенос на решение новых задач.

Рубрики

Партнеры: