Педагогика

ПРИЕМЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

способы, к-рыми учебная работа выполняется уч-ся и к-рые могут быть объективно выражены в виде перечня действий, входящих в состав приема (Е.Н. Кабанова-Меллер, 1968). Этот перечень действий носит характер указаний, рекомендаций, правил и т.д. В методике многих учебных предметов выделены определенные П.у.р., но в основном только такие, к-рые носят практический характер. Напр., в курсе черчения известен наглядный прием составления проекций геометрического тела, к-рый может быть выражен в таком перечне действий: рассмотреть заданное геометрическое тело и поставить его в картонный трехгранный угол в удобном для составления проекций положении; с помощью стальных спиц опустить перпендикуляры от вершин геометрического тела на каждую грань трехгранного угла и т. д. Прием мысленного составления проекций (т.е. без наглядной опоры) объективно тоже может быть выражен в перечне действий: рассмотреть геометрическое тело; представить себе проекции этого тела с трех разных т. зр. («вид от себя», сверху, слева), отвлекаясь от третьего измерения; начертить проекции в требуемом положении и т.д. В курсе географии используется прием чтения топографического плана, объективно выраженный в рекомендации, как надо рационально читать план. Прием определения правого и левого берегов реки по карте объективно выражен в таком правиле: стать лицом вниз по течению реки, направо показать правый берег, налево — левый. Перечень действий, составляющих прием, не носит характера детальной инструкции, к-рая направляет каждое действие уч — ся, полностью детерминирует и унифицирует их деятельность. Он дает лишь общее направление в решении данного круга задач.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте