Педагогика

УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ

Исследования психологов и педагогов показали, что перегрузка уч-ся чаще возникает из-за несформированности умений и навыков рациональной организации учебного труда, из-за медленного темпа чтения и письма, быстрой утомляемости, отсутствия настойчивости в учении и т.д. Проведенный Ю.К. Бабанским и его учениками анализ причин неуспеваемости учеников средних и старших классов показал, что половина их отстает в учении из-за слабого владения умениями и навыками учебной деятельности. Как бы хорошо ни строил преподавание учитель, сколь ярким и наглядным ни было его объяснение, все же нельзя рассчитывать на успех, если уч-ся не владеет умениями и навыками рациональной организации (построения) учебной деятельности, не умеет работать самостоятельно. Очень важным элементом У.у. является сформиро — ванность учебных действий. Н.Ф. Талызина выделяет три вида учебных действий, входящих в состав познавательной деятельности школьников: начальные логические приемы мышления, общедеятельностные умения и специфические приемы познавательной деятельности. К начальным логическим приемам мышления относятся: 1) приемы выделения различных свойств предметов и явлений, приемы сравнения, выведения следствий и подведения подпонятие, приемы определения понятий, приемы получения выводов, приемы классификации и доказательства от противного; 2) специфические приемы познавательной деятельности характерны для той или иной области знаний, их формирование возможно только на определенном предметном материале; 3) общедеятельностные умения: умение внимательно слушать и воспринимать учебный материал, умение рационально запоминать его, умение планировать свою деятельность, умение сотрудничать с др. людьми в процессе учебной деятельности и т.д. Однако не все авторы придерживаются этой классификации У.у. Так, напр., В.А. Кулько и Т.Д. Цехмистрова подразделяют У.у. на две группы — репродуктивные и продуктивные. Умения, формирующиеся в действиях по образцу, они относят к репродуктивным. По их мнению, продуктивные умения формируются в действиях, с помощью к-рых уч-ся самостоятельно добывают знания и усваивают способы учения. Однако это деление носит условный характер, т.к. в реальной учебной деятельности оба вида умений тесно переплетаются между собой. В репродуктивной деятельности упомянутые авторы выделяют два уровня умений. К первому из них относятся умения действовать только лишь по известному образцу в стандартной ситуации. Проиллюстрируем этот уровень на примере основных межпредметных умений: 1) умение воспринимать и осмысливать знания в готовом виде, напр. делить материал на смысловые части, выделять главное, составлять тезисы, делать выписки, вести конспект по прямому предписанию учителя; 2) умение закреплять и применять знания (отбирать и заучивать материал своими словами и наизусть, строить рассказ по указаниям и инструкциям, выполнять упражнения, опыты) по готовым образцам и алгоритмам в стандартной ситуации; 3) организационные умения (соблюдать режим дня, устанавливать порядок на рабочем месте, чередовать последовательность различных видов труда и отдыха, оценивать результаты своих действий, выполняемых по прямым предписаниям и инструкциям в знакомой ситуации). Второй уровень развития умений также относится к репродуктивным действиям, но совершаемым не в стандартной, а в несколько измененной ситуации. Состав (перечень) умений данного уровня одинаков с составом умений первого уровня развития. Третий и четвертый уровни развития умений проявляются в продуктивных действиях, в к-рых мысленный анализ осуществляется не механическим перебором эталонов, а синтетическим актом соотнесения условия с требованиями задачи. Такой анализ назван C.J1. Рубинштейном «анализом через синтез», посредством к-рого из объекта как бы вычерпывается все новое содержание: он как бы поворачивается каждый раз др. своей стороной, в нем выявляются все новые свойства. Выделение третьего и четвертого уровня развития умений соответствует делению продуктивных действий на частично-поисковые и поисковые (творческие). К третьему уровню относятся следующие умения: 1) воспринимать и осмысливать знания (осуществлять частично — самостоятельный поиск проблемы, гипотезы и ее решения); 2) закреплять и применять знания (конструировать рассказ в различных его вариантах — ответ на зачете, выступление на конференции и т.д.), выполнять упражнения, опыты, лабораторные работы в новой ситуации на основе частичной перестройки и выбора способов мысленными пробами; 3) организационные умения (умения самостоятельно поставить в новой ситуации отдельные цели и задачи учебной деятельности, разработать к ним планы, критически оценивать и корректировать свою деятельность). Четвертый уровень — собственно творческие умения: 1) воспринимать и осмысливать знания (самостоятельно увидеть проблему, сформулировать ее, выдвинуть пути доказательства, реализовать разработанный план, сделать выводы и обобщения); 2) закреплять и применять знания (творчески разрабатывать и использовать оригинальные способы решения задач в самых различных ситуациях), самостоятельно разрабатывать и применять высокоэффективные варианты рассказа, в т.ч. и наиболее сложные из них (дискутировать, выступать с докладом и научным сообщением и т.п.); 3) организационные умения (умения самостоятельно ставить перед собой общие цели и задачи учебной деятельности, расчленять их на частные, разрабатывать оригинальные планы и реализовывать их с достижением высоких результатов, корректировать ход своей деятельности).

В психолого-педагогической литературе встречаются и др. перечни умений и навыков учебного труда. Заслуживает пристального внимания четкая классификация указанных умений и навыков, предложенная Ю.К. Ба — банским (1981). При разработке классификации автор исходил из того, что основными структурными элементами учебной деятельности являются: планирование задач и способов деятельности, мотивация, организация действий, самоконтроль. На этой основе он выделил три основные группы умений и навыков учебного труда: учебно-организационные, учебно-информационные и учебно-ителлектуальные. 1. Учебно-организационные умения: принимать и намечать задачи деятельности; рационально планировать деятельность; создавать благоприятные условия деятельности (режим дня, гигиена рабочего места, закаливание и др.). 2. Учебно-информаци — онные умения: осуществлять библиографический поиск; работать с книгой, справочниками и пр.; работать с техническими источниками информации; осуществлять наблюдения. 3. Учебно-интеллектуальные умения: мотивировать свою деятельность; внимательно воспринимать информацию; рационально запоминать; логически осмысливать учебный материал, выделяя в нем главное; решать проблемные познавательные задачи; самостоятельно выполнять упражнения; осуществлять самоконтроль в учебно-познавательной деятельности и др.

Разработанный Ю.К. Бабанским перечень умений и навыков соответствует не только структуре деятельности, но и процессу усвоения знаний, к-рый состоит из таких основных элементов, как принятие цели усвоения,, мотивация усвоения, восприятие (получение, добывание, поиск) учебной информации, осмысливание ее, практическое оперирование полученной информацией, текущий самоконтроль усвоения, закрепление, итоговый анализ результатов усвоения.

Рубрики