Информатика

Контрольная работа по информатике № 4, вариант 2

Дайте определения понятиям “код” и “кодирование информации”

Код (франц. code) — совокупность знаков (символов) и система определенных правил, при помощи которых информация может быть представлена (закодирована) в виде набора символов для передачи, обработки и хранения (запоминания). Конечная последовательность кодовых знаков называется словом. Наиболее часто для кодирования информации используют буквы, цифры, числа, знаки (например, “—” (тире), “.” (точка)) и их комбинации. Применяют в телеграфии, вычислительной технике, военном деле и др.

Кодирование информации — это представление сведений в том или ином стандартном виде. Одна и та же информация может быть представлена (закодирована) в нескольких формах. C появлением компьютеров возникла необходимость кодирования всех видов информации, с которыми имеет дело и отдельный человек, и человечество в целом. Но решать задачу кодирования информации человечество начало задолго до появления компьютеров. Грандиозные достижения человечества — письменность и арифметика — есть ни что иное, как система кодирования речи и числовой информации. Информация никогда не появляется в чистом виде, она всегда как-то представлена, как-то закодирована.

На чем основано представление знаний с помощью семантической сети?

Семантическая сеть — структура данных, состоящая из узлов, соответствующих понятиям, и связей, указывающих на взаимосвязи между узлами. Наиболее важными связями являются связи “Это — есть” (Is-a), позволяющие построить в семантической сети иерархию понятий, в которой узлы низких уровней наследуют свойства узлов более высоких уровней.

Дайте представление словесной модели в виде текстового документа

Для иллюстрации приведем словесную модель процесса распределения товаров по заказам.

Полученные фирмой заказы сортируются и подвергаются входному контролю.

Если заказ не отвечает номенклатуре товаров фирмы или неверно оформлен, он аннулируется с уведомлением заказчика.

Если заказ принят, то определяется наличие товаров на складе.

Если товар есть, то выписывается предъявляемый заказчику счет к оплате, после которой товар отправляется заказчику.

Если заказ складскими товарами не обеспечен, то фирмой отправляется заявка производителю, осуществляется платеж и получение товара от производителя. После этого ведется работа с заказчиком по ранее описанной схеме.

Дайте определение типа данных. Приведите примеры

Тип данных (data type) — способ представления данных в памяти. Чем больше типов данных, тем лучше работает программа, оперирующая данными. В некоторых языках, однако, предпочтение отдается гибкости использования данных, и там количество типов данных меньше.

Используются такие типы данных, как булевы переменные, целые и вещественные числа, строки и т. д. Современные языки поддерживают сложные типы данных, такие, как записи и пользовательские типы данных.

Дайте определение понятия “транслятор”

Транслятор (translator) — программа, которая преобразует набор команд исходной программы в машинные коды.

В трансляторах выделяют ассемблеры (транслятор с языка Ассемблера), компиляторы и интерпритаторы (трансляторы с языков высокого уровня).

Дайте определение модели состава системы

Модель состава системы — информация о свойствах и характеристиках системы, а также о количестве и назначении ее подсистем, существенных для решаемой субъектом задачи.

Зачем необходимо использовать технологию модульного проектирования?

Модульное проектирование и декомпозиция относятся к процессу расчленения больших проблем на более узкие, более управляемые подпроблемы. Первым шагом проектирования является решение, в каком месте должна быть граница между этими подпроблемами.

Для получения максимальных преимуществ от использования модульного программирования каждая подпроблема или модуль должны иметь один вход и один выход. В этом случае можно легко отслеживать поток управления в программе. Один вход обеспечивает возврат потока управления в точку вызова при вызове модуля.

С другой стороны, вход или выход из модуля не по этому правилу перечеркивает наибольшие преимущества модульного программирования: ясность и удобство сопровождения.

При практическом выполнении декомпозиции модулей можно самим найти некоторое количество альтернативных решений. Прежде чем осуществить правильный выбор, необходимо знать альтернативы. Цель состоит в выборе таких альтернатив, которые создадут наилучшие условия проектирования.

Перспективы перехода к информационному обществу

Японские ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет информационно более емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний.

В реальной практике развития науки и техники передовых стран в конце XX в. постепенно приобретает зримые очертания созданная теоретиками картина информационного общества. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в электронных квартирах и коттеджах. Любое жилище оснащено всевозможными электронными приборами и компьютеризированными устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а материальное производство и производство энергии будет возложено на машины.

Уже опубликован ряд фактических материалов, свидетельствующих о том, что это не утопия, а неизбежная реальность недалекого будущего.

Например, по данным социологического исследования, проведенного в США, уже сейчас 27 млн. работающих могут осуществить свою деятельность, не выходя из дома, а 1/3 всех недавно зарегистрированных фирм основана на широком использовании самостоятельной занятости. В США к категории самостоятельно занятых были отнесены: в 1980 г. — 5,7 млн. человек, в 1989 г. — 14,6 млн., а в 1995 г. — 20,7 млн. человек.

При переходе к информационному обществу возникает новая индустрия переработки информации на базе компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий.

Ряд ученых выделяют характерные черты информационного общества:

решена проблема информационного кризиса, т. е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;

обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

главной формой развития станет информационная экономика;

в основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;

информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;

реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

все большее влияние на общество средств массовой информации;

информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;

существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества. Существует опасность разрыва между “информационной элитой” (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Англию, Германию, страны Западной Европы. В этих странах уже давно одним из направлений государственной политики является направление, связанное с инвестициями и поддержкой инноваций в информационной индустрии, в развитии компьютерных систем и телекоммуникаций.

Как связаны информатика и философия?

Во всем мире неуклонно происходит увеличение доли людей, работающих в информационной сфере по сравнению с производственной. Так, например, в США сто лет назад в информационной сфере было занято 5 процентов работающих и в производственной — 95 процентов, а в 1980 году это соотношение было уже 45 и 55 процентов, причем подобное перераспределение людей продолжается. Автоматизация и компьютеризация информационной сферы, в общем, отстает от автоматизации производственной сферы. В связи с этим информационная сфера, если не принять энергичных мер, станет тормозить рост общественной производительности труда. Массовая компьютеризация информационной сферы должна повлечь за собой использование ЭВМ широкими кругами непрограммирующих специалистов, и нужно присвоить машинам такие свойства, чтобы с ними можно было обращаться без всяких посредников: математиков, программистов, операторов. В связи с этим усилился интерес к искусственному интеллекту, к его программно-аппаратным средствам, получившим название “комплексный диалоговый интерфейс”, или просто “интерфейс”. К сожалению, до сих пор не изжито представление о том, что можно создать искусственный интеллект как синоним искусственного разума — об этом и речи быть не может по целому ряду принципиальных соображений. Можно говорить лишь о важнейшем направлении в информатике, связанном с имитацией или моделированием на ЭВМ отдельных творческих процессов. Здесь одно из двух главных направлений — назовем его прагматическим — мало интересуется тем, что происходит в человеческом мозгу, а занято построением ЭВМ и их программ, позволяющих воспроизвести отдельные процессы, по нашим человеческим оценкам — творческие.

Возьмем шахматы. Чем руководствуется шахматист, делая тот или иной ход, — прецедентами, прошлым опытом, умением, интуицией, догадкой, предвидением? Мы не знаем. Но зато мы в точности знаем, как это делает ЭВМ, так как человек составил для нее программу-инструкцию, позволяющую количественно оценивать ту или иную ситуацию. На машине играет в шахматы не программа, а все тот же человек, который сумел формализовать шахматную игру и составить программу.

Прагматическое направление в работах по искусственному интеллекту сейчас делается господствующим, оно уже привело к появлению целого класса систем, ориентированных на знания. Подчеркиваю, не только на данные, но и на знания. И вопрос представления знаний в машине стал центральной проблемой искусственного интеллекта.

Сейчас среди всех систем, ориентированных на знания, особо важны так называемые экспертные системы. Мы хорошо знаем, что во всяком использовании ЭВМ существует триада; модель, алгоритм, программа. Для того чтобы использовать машину, мы должны обязательно иметь модель в виде уравнения или других математических категорий и далее построить алгоритм решения на основе этой модели и запрограммировать его.

Моделирование хорошо освоено в тех областях, где можно использовать четкие закономерности, скажем, законы физики или механики, электротехники. К этим моделям мы привыкли. Но если обратиться к таким наукам, как медицина, геология, биология, общественным и гуманитарным наукам, то не много мы найдем здесь отработанных моделей, адекватных моделируемой сущности. Для упомянутых научных областей, где знания представлены в текстовой форме, а выводы обычно делаются на основе человеческих рассуждений, для представления знаний в ЭВМ были разработаны специальные методы формального описания — семантические сети, фреймы, продукционные системы и тесно связанные с ними дедуктивные и индуктивные системы логического вывода.

Пояснение этих терминов потребовало бы много времени, я скажу несколько слов лишь о продукционных системах. Мы живем в мире правил и окружены правилами, или, другими словами, продукциями. В медицине — это правила диагностики и лечения, накопленные тысячелетиями. Вспомним грамматические правила, правила дорожного движения. Все правила укладываются в формулу “если — то”. Как видно, в продукции есть левая часть — ситуация и правая часть — действие. Если взять статьи Уголовного кодекса, то левая часть — это диспозиция, а правая — санкция. Набор продукций из какой-либо области знаний образует базу знаний экспертной системы и в зависимости от состояния системы в диалоге с пользователем определяется по левым частям та или иная продукция, которая изменяет состояние системы.

С помощью названных выше формализмов, особенно продукционных систем, сейчас стали интенсивно развиваться экспертные системы искусственного интеллекта и построенные на этой основе так называемые мягкие модели. Примером применения давно привычных жестких моделей могут служить некоторые системы автоматизированного проектирования — САПР. Однако многое, в частности опыт проектировщика, может быть отражено лишь в мягких моделях. Синтез жестких и мягких моделей, переход к так называемым гибридным экспертным системам, может резко повысить эффективность тех же САПР.

Дайте классификацию программного обеспечения

Системное программное обеспечение

Системное (базовое) ПО — программное обеспечение, включающее в себя операционные системы, сетевое ПО, сервисные программы, а также средства разработки программ (трансляторы, редакторы связей, отладчики и пр.).

Для расширения возможностей операционных систем и предоставления набора дополнительных услуг используются сервисные программы. Их можно разделить на следующие группы:

интерфейсные системы;

оболочки операционных систем;

утилиты.

Прикладное программное обеспечение

Прикладным называется ПО, предназначенное для решения определенной целевой задачи из проблемной области. Часто такие программы называют приложениями. Спектр проблемных областей в настоящее время весьма широк.

К типовому прикладному ПО относят следующие программы:

текстовые процессоры;

табличные процессоры;

системы иллюстративной и деловой графики (графические процессоры);

системы управления базами данных;

экспертные системы;

программы математических расчетов, моделирования и анализа экспериментальных данных.

Операционные системы

Операционная система (ОС) — система программ, предназначенная для управления устройствами ЭВМ, управления обработкой и хранением данных, обеспечения пользовательского интерфейса.

Современные операционные системы для ПЭВМ отличаются друг от друга, прежде всего ориентацией на машины определенного класса, поддерживаемыми ими режимами обработки, предоставляемыми сервисными возможностями.

Что такое семейство? Приведите примеры

Семейство — группа нескольких видов компьютеров (процессоров, операционных систем и т. д.), сходных по строению и совместимых по используемой системе команд.

Например, семейство компьютеров IBM PC, семейство процессоров Intel/AMD, семество операционных систем Windows.

Назовите модели микропроцессоров

Процессоры AMD

CPU AMD DURON1100 Socket-A

CPU AMD DURON 1200 Socket-A

CPU AMD ATHLON K7-950 Socket-A Thunderbird (256k)

CPU AMD ATHLON 1700 XP(AX1700)/256K/266Mhz Socket-A

CPU AMD ATHLON 1800 XP(AX1800)/256K/266MHz Socket-A

CPU AMD ATHLON-1900 XP (AX1900)/256K /266MHz AMD Socket-A

CPU AMD ATHLON-2000 XP (AX2000)/256K /266MHz AMD Socket-A

CPU AMD ATHLON-2100XP (AX2100) /256K /266MHz AMD Socket-A

CPU AMD ATHLON-2200XP (AX2200) /256K /266MHz AMD Socket-A

Процеccоры Celeron

CPU INTEL Celeron 733 (128k) FC PGA

CPU INTEL Celeron 1200 (256k) FC PGA 2

CPU INTEL Celeron 1300 (256k) FC PGA2

CPU INTEL Celeron 1700 (128k) BOX Socket-478

CPU INTEL Celeron 2000 (128k) BOX Socket-478

CPU INTEL Celeron 2100 (128k) Socket-478 BOX

CPU INTEL Celeron 2200 (128k) Socket-478 BOX

Процеccоры Pentium-II/III

CPU INTELPentium 4 1700/256/400Mhz Socket-478 BOX

CPU INTELPentium 4 1800/256/400Mhz Socket-478

CPU INTELPentium 4 1800/512/400Mhz Socket-478 BOX

CPU INTEL Pentium 4 2000/512/400MHz Socket-478

CPU INTELPentium 4 2400/512/533Mhz Socket-478 BOX

CPU INTELPentium 4 2800/512/533MHz Socket-478 BOX

Охарактеризуйте Windows как сетевую операционную систему

Современные версии Windows имеют все средства и инструменты по созданию как небольшой домашней сети, так и глобальной распределенной сети корпорации. В сетевые возможности Windows входит:

Поддержка широкого спектра сетевого оборудования.

Поддержка всех современных сетевых протоколов.

Возможности масштабирования сети.

Система защиты.

Инструменты по управлению сетью.

Подключение к сетям с другими ОС.

Возможности удаленной работы.

Расскажите о конвертировании форматов файлов

Конвертация предназначена для преобразование данных одного формата в другой. Это действие выполняется для того, чтобы в текущей программе использовать данные, подготовленные в другой программе. Если бы не было такого механизма, то данные из файла смогла бы прочитать только та программа, которая умеет использовать данный формат файла.

Назовите два способа создания документа

На основе шаблона или при помощи мастера;

На основе копии существующего документа.

Назовите основные особенности ввода и редактирования данных рабочего листа

Данные на рабочем листе заносятся в ячейки. Постоянные данные служат исходными для вычислений, они вводятся непосредственно в ячейку, не меняются, если только не выделить ячейку и не изменить данные ячейки. Формула ячейки включает ряд действий, производимых с данными других ячеек и предназначены для вычислений. На экране виден результат вычислений по формуле, который помещается в ту же ячейку, где находится формула. Результат вычислений может быть использован в других формулах. Таким образом, для решения задачи может быть реализована совокупность взаимосвязанных формул. В основе электронной таблицы лежит возможность мгновенного пересчета всех данных, связанных формулами при изменении значения любого операнда.

Охарактеризуйте процесс создания и редактирования диаграмм Excel

Основными элементами для построения диаграммы являются: область диаграммы, область построения диаграммы, ряды данных, оси координат, заголовки, легенда, линии сетки, подписи данных.

Для построения диаграммы необходимо выполнить следующие действия:

1. Выделить в таблице диапазон ячеек с исходными данными (область данных диаграммы).

Если выделен диапазон ячеек, содержащий более одной строки или более одного столбца, то Excel интерпретирует строки или столбцы как отдельные ряды, содержащие элементы данных.

Замечание. Для выделения несвязанных диапазонов ячеек таблицы необходимо выполнить эти действия при нажатой клавише Ctrl.

2. Вставить диаграмму.

Для этого выполнить команду “Вставка-Диаграмма”. Мастер диаграмм осуществляет построение новой диаграммы за четыре шага.

3. В окне “Мастер диаграмм, тип диаграммы” выбрать тип и вид диаграммы (шаг 1 из 4).

4. В окне диалога “Мастер диаграмм, источник данных диаграммы” указать расположение данных (по строкам или по столбцам) и определить названия рядов и подписи категорий (шаг 2 из 4).

5. В окне диалога “Мастер диаграмм, параметры диаграммы” задать заголовок диаграммы, указать расположение легенды, отобразить подписи значений рядов (шаг 3 из 4).

6. В окне диалога “Мастер диаграмм, размещение диаграммы” указать лист, на котором будет располагаться диаграмма (шаг 4 из 4).

После активизации диаграммы (щелчка левой клавиши мыши внутри диаграммы) можно выделить любой из ее элементов для корректировки, которая заключается в удалении либо изменении свойств элемента. Изменение вида элемента (цвета фона, выбор узора, использование рамок и т. д.) или шрифта (типа, стиля и размера используемых символов текста) выполняется с помощью форматирования. Окно форматирования для любого элемента диаграммы можно открыть с помощью двойного щелчка мыши на нем.

Совершенствование материально-технической базы информатики

Быстрое совершенствование компьютеров и программных средств, развитие технологий их использования приводит к новым направлениям развития предметной области “информатика” и ставит перед системой образования следующие задачи:

переосмысления целей и содержания обучения по курсу “информатика”;

поиска путей его реализации на всех этапах непрерывного образования;

разработки критериев оценки качества подготовки выпускников к жизни и труду в современном информационном обществе.

Информационная компонента становится ведущей составляющей технологической подготовки человека, в какой бы сфере деятельности ему ни пришлось работать в будущем. В связи с этим важнейшими целями обучения информатике на современном этапе ее развития являются:

развитие представлений об информационной картине мира, общности закономерностей информационных процессов в системах различной природы;

формирование представлений о роли и месте информационных технологий, информационном содержании трудовых процессов в постиндустриальном обществе;

выработка стабильных навыков получения и обработки ориентированной на индивидуальные личностные запросы информации;

развитие способностей к быстрой адаптации в изменяющейся информационной среде деятельности;

пропедевтика дальнейшей информационной подготовки в течение всей жизни.

В настоящее время информатика — развитая наукоемкая сфера деятельности, связанная с передачей, хранением, преобразованием и использованием информации преимущественно с помощью компьютерных систем, имеющая тенденцию к превращению в фундаментальную отрасль научного знания об информационных процессах в природе и обществе, реализующая системно-информационный подход к познанию окружающего мира.

Информатика — один из немногих инновационных и востребованных предметов школьной подготовки, делающих школу современной и приближающих ее к жизни и запросам общества. На сегодняшний день она является одним из основных школьных курсов, способствующих формированию содержательно-логического мышления. Развивающая сторона этой дисциплины направлена на формирование актуальных приемов деятельности, в том числе интеллектуальной, в условиях информатизации. Кроме этого, уроки информатики являются истинной лабораторией передового опыта, новаторства в организационных формах и методах обучения, интегратором различных школьных дисциплин на основе обработки данных этих дисциплин на уроках информатики.

Новое понимание целей обучения информатике (их ориентация на личностные запросы обучаемых, многоуровневость и профилизацию образования), требует разработки образовательного стандарта, фиксирующего социальную потребность подготовки в данной предметной области и определяющего образовательные возможности, предоставляемые учащимся (в первую очередь, содержание обучения), а также критерии уровня обученности с учетом специфики контингента учащихся и типа учебного заведения; стандарта, регулирующего отношения между учащимися и учебным заведением в смысле требований, предъявляемых как учебным заведением к учащимся, так и наоборот.

Отсутствие такого стандарта на федеральном уровне, реальные условия информатизации региона объективно привели к необходимости решения проблем подготовки по информатике, внедрения информационных технологий обучения и управления в рамках отдельных учреждений образования на базе региональных нормативов и образовательных стандартов, учитывающих конкретные условия, сложившиеся в учреждении, его специфические интересы и профильную ориентацию.

Проект такого стандарта был разработан в рамках работы методического семинара при Воронежском государственном педагогическом университете и одобрен на Всероссийской научно-практической конференции “Новые информационные технологии в образовании” в марте 2000 года в Воронеже.

Концептуальной основой проектирования стандарта явились ценностный (к отбору содержания обучения) и системно-деятельностный (к разработке требований к уровню подготовки учащихся) подходы (Н. В. Кузьмина, З. Д. Жуковская), а также принцип дуальности, предполагающий наличие у любой открытой системы двух контуров: контура функционирования и контура развития (Н. А. Селезнева, А. И. Субетто).

Разработанный под руководством Александра Владимировича Могилева “Проект регионального стандарта среднего (полного) общего образования по информатике” развивает “Обязательный минимум содержания обучения информатике”, утвержденный Министерством образования РФ в июне 1999 года (реализация контура функционирования согласно принципу дуальности), а также устанавливает ориентиры развития образования и создает условия для обучения в новой образовательной области, обладающей социальным приоритетом, с учетом специфики региона (перспектива заполнения контура развития). Именно принцип дуальности, положенный в основу стандарта, с одной стороны, обеспечивает соблюдение единых требований к уровню подготовки выпускников любого среднего общеобразовательного заведения в области информатики на территории всей страны, а с другой — открывает перспективы получения дополнительного (углубленного) образования по данной дисциплине в соответствии с избранным профилем будущей специализации.

Содержание образования представлено в стандарте совокупностью пяти основных модулей, выявленных на основе ценностного подхода, и составляющих “ядро” школьного курса информатики:

информационные процессы;

компьютер;

моделирование и алгоритмизация;

информационные технологии;

коммуникационные технологии.

Для каждого модуля, в свою очередь, предлагается три уровня обучения:

Пропедевтический;

Минимальный;

Базовый.

Для специализированных средних общеобразовательных заведений и профильных классов школ дополнительно предусмотрен IV (профильный) уровень обучения.

Под уровнем обучения понимаются степень сложности, объем и профильная ориентация предъявляемого учебного материала, развития представлений, набор учебных действий и видов продуктивной деятельности, выполняемых учащимися.

Пропедевтический — уровень обучения информатике, имеющий целью формирование первоначальных представлений об информационных процессах, развитие познавательных способностей учащихся, знакомство с компьютерной техникой, формирование элементов информационной культуры в процессе работы с клавиатурными тренажерами, развивающими, игровыми и другими программами, подготовку к дальнейшему обучению информатике. Рекомендуется к реализации в 1 – 7-х классах двенадцатилетней школы.

Минимальный — уровень обучения информатике, обеспечивающий реализацию обязательных государственных требований к подготовке выпускников общеобразовательной школы по курсу “информатика” в рамках базисного учебного плана среднего (полного) общего образования. Рекомендуется к реализации в 8 – 10-х классах двенадцатилетней школы.

Базовый — уровень обучения информатике, предполагающий дополнительное (углубленное по сравнению с минимальным уровнем) изучение отдельных модулей и тем курса информатики и учитывающий достаточную обеспеченность учебного процесса средствами информатизации, а также потребности и запросы контингента учащихся. Рекомендуется к реализации в 8 – 12-х классах двенадцатилетней школы.

Для каждого уровня устанавливаются требования к обязательному минимуму содержания и требования к уровню подготовки учащихся.

Требования к содержанию образования представлены набором основных тем, предлагаемых для изучения в соответствующем модуле курса.

Требования к уровню подготовки, разработанные на основе системно-деятельностного подхода, отражают уровни познавательной деятельности в виде системы формируемых у учащихся представлений, выполняемых в процессе обучения учебных действий и видов продуктивной деятельности (наиболее диагностируемых показателей, позволяющих спроектировать комплексную систему контроля качества усвоения учебной информации, как по каждому модулю, так и по всему курсу информатики в целом).

Основным в структуре стандарта является минимальный уровень. Требования к обязательному минимуму его содержания для всех модулей гарантируют выпускникам любого учебного заведения общего (полного) среднего образования единство образовательного пространства по курсу “Информатика” не только в регионе, но и в стране (реализация федеральной компоненты).

Пропедевтический и базовый уровни реализуются за счет школьной компоненты и предусматривают дифференцированное формирование образовательной программы самим учебным заведением в соответствии с имеющимися в нем условиями для обучения, избранным профилем, запросами и начальной подготовкой контингента учащихся.

Профильный — уровень обучения информатике, призванный удовлетворить социальный заказ общества на довузовскую подготовку специалистов соответствующего профиля в области компьютерной техники и новых информационных технологий. Концептуальную основу отбора содержания обучения для профильного уровня определяет концепция и содержание будущей профессиональной деятельности. Содержание образования на этом уровне проектируется преподавателем информатики в виде набора специальных курсов на основе предложенных в стандарте для соответствующего профиля (набор спецкурсов согласуется с вузовскими образовательными стандартами аналогичных групп специальностей), а также с учетом имеющегося технического и программного обеспечения. Требования к содержанию и уровню подготовки выпускников профильных классов в области информатики, заложенные в стандарт, с одной стороны, будут являться основой содержания входного контроля (при поступлении в соответствующий вуз), а, с другой — служить базой тех курсов, где продолжается изучение рассмотренных на предыдущих этапах обучения модулей и тем.

Опыт совместной работы средней школы № 9 города Воронежа, а также экономического и ПММ (прикладной математики и механики) факультетов Воронежского государственного университета показал, что когда известны цели подготовки учащихся на всех уровнях иерархической образовательной структуры (соблюдение принципа преемственности в непрерывном образовании), то требования, предъявляемые к обучаемым (квалификационные — в вузе и необходимые для дальнейшего успешного обучения по избранной специальности — в школе), будут обоснованными, а стандарт, их содержащий, позволит планировать не только содержание, но и процесс обучения таким образом, чтобы в определенные временные рамки были вложены определенные знания, то есть, на предыдущих этапах обучения должны быть даны те знания, которые потребуются на последующих этапах, а последующие этапы в полной мере должны использовать знания, полученные на предыдущих.

Уровень, на котором будет проводиться изучение курса, определяется общеобразовательным учебным заведением в соответствии с профильной ориентацией классов, исходя из ресурсов региональной и школьной компонент учебного плана и обеспеченности средствами информатизации.

Содержание всех уровней строится на основе принципов кумулятивности и концентричности изучения материала. Этапам обучения на I, II и III ступенях школьной иерархической образовательной структуры отвечают соответственно пропедевтический, базовый и профильный концентры обучения информатике, не предполагающие, однако, дублирования материала более низких концентров. На более высоких концентрах должны рассматриваться дополнительные темы и аспекты содержательных модулей курса информатики. Очевидно, что кумулятивно-концентрическое строение стандарта позволит, с одной стороны, решить проблему повышения качества образования по информатике на всех этапах непрерывного образования, а с другой — восстановить единое образовательное пространство в данной предметной области.

Библиографический список

Информационные системы в экономике. — М.: Высшая школа, 1996.

Листрова Л. Чему учить на уроках информатики? // “Компьютер в школе”, 2000, № 05.

Нанс Б. Компьютерные сети. — М.: Восточная книжная компания, 1996.

Осейко Н. Бухгалтерский учет с помощью ПК. — К.: СофтАрт, 1996.

Пятибратов А. П., Гудындо Л. П., Кириченко А. А. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. — М., Финансы и статистика, 1998.

Рубрики

Партнеры: