Педагогика

ОПЕРАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ

умственные действия над воспринимаемыми предметами, знаниями, образами, переживаниями. Важнейшими О.м. являются: анализ и синтез, сравнение, абстракция (абстрагирование), обобщение и систематизация, классификация, конкретизация. Анализ есть мысленное разложение целого на части или мысленное выделение отдельных его свойств или сторон. Как О.м. анализ может происходить и при восприятии любого предмета или явления, и при представлении ч.-л. в образной форме, и тогда, когда человек думает о ч.-н. в обобщенном виде, отвлекаясь от единичных особенностей предмета мысли. Различаются два вида анализа: анализ как мысленное разложение целого на составляющие его части и анализ как мысленное выделение в целом его отдельных признаков, свойств или сторон.

В противоположность анализу синтез — мысленное соединение частей предметов или явлений или мысленное сочетание их признаков, свойств или сторон. Синтез может осуществляться как при восприятии предметов или явлений, так и при представлении их в образной форме, равно как и в процессе мысли о них. Различают два вида синтеза: синтез как мысленное объединение частей целого и синтез как мысленное сочетание различных признаков, свойств, сторон предметов и явлений действительности.

Свое начало анализ и синтез берут в практической деятельности. Ф. Энгельс писал, что «уже разбивание ореха есть начало анализа», а синтез во время «хитрых проделок животного» есть начало последующих форм синтеза как О.м. С практического анализа и синтеза, т.е. с реального разложения вещи на ее части или соединения отдельных предметов в единое целое, начинаются анализ и синтез у детей. Лишь постепенно осмысливая то, что происходите предметами при выполнении практических действий с ними — при разложении их на части или сочетании в единое целое, — ребенок овладевает анализом и синтезом как О.м.

Сравнение — установление сходства или различия между предметами или явлениями. Оно всегда производится в к.-л. определенном отношении: сравниваются предметы или явления всегда по тому или иному признаку, свойству их, по той или иной их особенности (по цвету, по форме, по скорости движения, по конструкции, по назначению и т.д.). Чтобы сравнить ч.-л. с чем-то другим, надо выделить определенные признаки предметов и, только последовательно выделяя один признак за другим и устанавливая, как он представлен в каждом из сравниваемых объектов, можно определить, в чем предметы сходны и различны между собой. Вне последовательно выполняемого анализа сравнение как мыслительное действие осуществиться не может. Однако сравнение не исчерпывается анализом. Оно всегда есть установление определенного отношения между предметами, их выделенными свойствами или частями. Поэтому оно всегда есть в то же время и синтетическая операция, т.е. включает в себя и синтез как свою необходимую часть. В познании действительности сравнение играет весьма важную роль. Все существующее познается через сравнение одних предметов и явлений с другими.

Обобщение — мысленное выделение общего в предметах или явлениях действительности и основанное на этом мысленное объединение их друг с другом. Необходимая предпосылка обобщения — сравнение предметов и явлений друг с другом. Только путем сравнения человек вскрывает общее в них, если они сходны между собой, и только сравнивая предметы и явления и устанавливая их общие признаки, можно мысленно объединить их в одну и ту же группу, обобщить их. Обобщение может опираться на разные признаки сходных предметов. Но важнейшее значение имеет обобщение, основанное на выделении признаков, не только общих, но и существенно отличительных для данных предметов. Именно оно ведет к образованию научных понятий, к раскрытию законов, к познанию закономерных связей и отношений. Нек-рые психологи (В.В. Давыдов, Д.Б. Элько — нин) различают два вида обобщения — формально-эм — пирическое и содержательное (теоретическое). Первый вид осуществляется путем сравнения внешне одинаковых общих признаков, второй основан на глубоком анализе объектов, выявлении скрытых общих (существенных) признаков, связей и зависимостей. Мыслит человек общее, выделив его из единичного, посредством слова, к-рым это общее обозначается.

Выделяя общее в предметах или явлениях, а вместе с тем вскрывая и различие между ними, человек получает возможность систематизировать их. Систематизация, или классификация, предметов и явлений — мысленное распределение их по группам и подгруппам в зависимости от сходства и различия их друг с другом. На основании, напр., сходства и различия между разными представителями животного мира устанавливается классификация животных. Классифицируются растения, горные породы, строения, химические элементы и т.д. Более мелкие, дробные группы на основании нек-рых сходных признаков объединяются в еще более крупные, общие группы. И наоборот, на основании различий между представителями одной и той же группы она разбивается на ряд более мелких групп. Все растения, напр., разделяются на типы, типы — на классы, классы — на отряды (порядки), отряды — на семейства, семейства — на роды, роды — на виды. Необходимой предпосылкой классификации является сравнение объектов. Одни и те же предметы можно классифицировать по-разному, в зависимости от того, какой признак кладется в основу классификации. В научных классификациях в основу разбивки на группы кладутся наиболее существенные признаки предметов.

Обобщая предметы или явления, выделяя общее в них, человек отвлекается от других их свойств, к-рыми они различаются друг от друга. Он не думает об этих свойствах, а рассматривает то, что выделено, в отдельности. Это процесс мысленного отвлечения, или абстракция (абстрагирование). Можно думать, напр., о цвете сходных предметов, отвлекаясь от их величины, формы, движения, использования в жизни и т.д. Абстракция и обобщение тесно связаны друг с другом. Человек не мог бы обобщать, если бы не отвлекался от различий в том, что им обобщается. Нельзя мысленно объединить, напр., все деревья, если не отвлечься от различий между ними. Вместе с тем сами абстрагируемые свойства мыслятся (при обобщении предметов) в обобщенном виде. Мысленно объединяя горы по признаку высоты над уровнем моря, человек думает не о конкретной высоте той или иной горы, а об общей особенности гор, характеризующей их в данном отношении, хотя сама эта особенность (высота) в разных случаях неодинакова. Выделенные свойства сами становятся, следовательно, предметом обобщения. Как и обобщение, абстракция неразрывно связана со словом. Мыслить ч.-л., отвлекаясь от целостного образа единичного предмета, можно только посредством слова. Физиологический механизм абстракции есть механизм отрицательной индукции, осуществляемый с участием второй сигнальной системы. Когда человек думает, напр., о цвете сахара, у него актуализируется то, что связано со словесным обозначением этого свойства (поскольку слово необходимо для мысли об этом свойстве), и в силу отрицательной индукции тормозится то, что не связано с ним.

Конкретизация — мысль о частном, к-рое соответствует определенному общему; это движение мысли от общего к частному, приведение примера. Конкретизация не должна, однако, отрывать мысль от общего. Когда ученик, напр., рисует на доске конкретный треугольник для того, чтобы доказать теорему, он должен понимать его лишь как частный случай того общего, по отношению к к-рому ведется доказательство. Когда педагог приводит пример, он указывает, как в этом частном случае обнаруживается общее, к-рое иллюстрируется примером. Только такой пример удачен. Только при этих условиях частное оказывает значительную помощь пониманию общего.

О.м. взаимосвязаны и взаимодействуют между собой.

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики