Педагогика

МЫШЛЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ

вид мышления, основанный на выделении и анализе основного исходного противоречия исследуемой ситуации или решаемой задачи, т.е. на выяснении сущности объекта как всеобщего закона его развития. По мысли В.В. Давыдова, рассудочное мышление, опирающееся на наглядные образы, можно назвать эмпирическим. Разумное мышление, внутренне связанное с исследованием природы своей собственной основы — с исследованием понятий, — целесообразно называть теоретическим. М.т. имеет древнее происхождение. Его потенции заключены в самом процессе производительного труда. Оно всегда внутренне связано с чувственно данной действительностью. М.т. в полной мере реализует те познавательные возможности, к-рые открывает перед человеком предметно-чув — ственная практика, воссоздающая в своей экспериментальной сути всеобщие связи действительности. М.т. подхватывает и идеализирует экспериментальную сторону производства, вначале придавая ей форму предмет — но-чувственного познавательного эксперимента, а затем и эксперимента мысленного, осуществляемого в форме понятия и через понятие. Правда, потребовалось значительное время, чтобы в процессе исторического развития материального и духовного производства М.т. приобрело суверенную и современную форму.

B.C. Библер выделил следующие особенности мысленного эксперимента: 1) предмет познания мысленно перемещается в такие условия, в к-рых его сущность может раскрыться с особой определенностью; 2) этот предмет становится объектом последующих мысленных трансформаций; 3) в этом же эксперименте мысленно формируется та среда, та система связей, в к-рую помещается этот предмет.

Эти особенности мысленного эксперимента составляют базу М.т., оперирующего уже не представлениями, а собственно понятиями. Понятие выступает здесь как такая форма мыслительной деятельности, посредством к-рой воспроизводится идеализованный предмет и система его связей, отражающих в своем единстве всеобщность, сущность движения материального объекта. Понятие одновременно выступает и как форма отражения материального объекта и как средство его мысленного воспроизведения, построения, т.е. как особое мыслительное действие. При этом именно отражение объекта позволяет человеку сознавать в процессе мышления независимое от него существование объекта, к-рый дан как предпосылка деятельности. Эта предпосылка придает понятию момент зависимости от объективного содержания. И вместе с тем иметь понятие о данном объекте — это значит мысленно воспроизводить, строить его. Действие по построению и преобразованию мысленного предмета является актом его понимания и объяснения, раскрытия его сущности.

Исторически сложившиеся в обществе понятия объективно существуют в формах деятельности человека и в ее результатах — в целесообразно созданных предметах. Отдельные люди (и прежде всего дети) принимают и осваивают их раньше, чем научаются действовать с их эмпирическими проявлениями. Индивид должен действовать и производить вещи согласно тем понятиям, к-рые как нормы имеются в обществе заранее, — и он их не создает, а принимает, присваивает. Лишь тогда он ведет себя с вещами по-человечески. Понятие как норма деятельности для индивидов выступает в обучении как первичное по отношению к различным частным его проявлениям. Это понятие как нек-рое всеобщее — прообраз и масштаб эмпирически встречающихся индивидом вещей. Иными словами, индивид не имеет перед собой неосвоенную природу, оперируя с к-рой он должен образовывать понятия, — они уже задаются ему как кристаллизованный и идеализованный, исторически сложившийся опыт людей. Вместе с тем понятие выступает как вторичное образование в отношении совокупной производительной деятельности всего обобществившегося человечества.

В эмпирических зависимостях отдельная вещь выступает как самостоятельная реальность. В зависимостях, вскрываемых теорией (теоретическим мышлением), одна вещь выступает как способ проявления другой внутри нек — рого целого. Но отдельные изменения и связи вещи могут восприниматься человеком как моменты более широкого взаимодействия, внутри к-рого эта вещь закономерно замещается «своим другим», и этот переход сохраняет все положительное в ней, необходимое для этой целостной системы взаимодействия. Это уже будет теоретическое рассмотрение самого становления вещей, их опосредствования друг другом. Следовательно, М.т. имеет свое особое содержание, отличное от содержания эмпирического мышления, — это область объективно взаимосвязанных явлений, составляющих целостную систему.

Эту объективную целостность, существующую через связи единичных вещей, в диалектической логике принято называть конкретным. Конкретное, — по К. Марксу, — это «единство многообразного». Соответственно абстрактным принято называть еще неразвитое, но существенное и генетически исходное отношение нек-рой целостной системы (т.е. конкретного). Поэтому ее теоретическое воспроизведение называется восхождением мысли от абстрактного к конкретному. Такое восхождение как раз и есть процесс развития конкретного.

Теоретическое абстрагирование и обобщение выступают как две стороны единого процесса восхождения мысли от абстрактного к конкретному. Поскольку в таком восхождении эти мыслительные действия выполняют принципиально др. функции, чем подобные действия формально-логического характера, то В.В. Давыдов назвал их содержательными абстрагированием и обобщением. Благодаря содержательному абстрагированию человек вычленяет исходное отношение нек-рой целостной системы и при мысленном восхождении к ней удерживает его специфику. Вместе с тем это исходное отношение первоначально выступает как особенное отношение. Но в процессе обобщения человек при установлении его закономерных связей с единичными явлениями может обнаружить его всеобщий характер как основу внутреннего единства целостной системы.

То обобщение, в процессе осуществления к-рого обнаруживаются и прослеживаются реальные взаимосвязи всеобщего с особенным и единичным, В.В. Давыдов называет содержательным обобщением (эмпирическое же обобщение устанавливает лишь формальные родовидовые зависимости в различных классификациях). Произвести содержательное обобщение — значит открыть нек-рую закономерность, необходимую взаимосвязь особенных и единичных явлений с общей основой нек-рого целого, открыть закон становления внутреннего единства этого целого. Т.о., содержательное обобщение совершается путем анализа нек-рого целого с целью открытия генетически исходного, существенного, всеобщего отношения как основы внутреннего единства этого целого. Абстракция и обобщение содержательного типа получают свое выражение в форме теоретического понятия, к-рое служит способом выведения особенных единичных явлений из их всеобщей основы. Благодаря этому содержание теоретического понятия составляют процессы развития целостных систем. Понятие — это средство мысленного воспроизведения к.-л. предмета как целостной системы. Иметь понятие о таком предмете — значит владеть общим способом мысленного построения этого предмета. Ниже приводим сводку основных различий эмпирических и теоретических абстракций, обобщений и понятий.

1. Эмпирические знания вырабатываются при сравнении предметов и представлений о них, что позволяет выделить в них одинаковые, общие свойства. Теоретические знания возникают путем анализа роли и функции нек-рого особенного отношения внутри целостной системы, к-рое вместе с тем служит генетически исходной основой всех ее проявлений.

2.  Сравнение выделяет формально общее свойство нек-рой совокупности предметов, знание к-рого позволяет относить отдельные предметы к определенному их классу, независимо от того, связаны ли эти предметы реально между собой или нет. Анализ открывает генетически исходное отношение целостной системы как ее всеобщее основание или сущность.

3.  Эмпирические знания, в основе к-рых лежит наблюдение, отражают внешние свойства предметов и опираются на наглядные представления. Теоретические знания, возникающие на основе преобразования предметов, отражают их внутренние отношения и связи и тем самым выходят за пределы чувственных представлений.

4.  Формально общее свойство выделяется как рядо — положенное с особенными и единичными свойствами предметов. В теоретических знаниях фиксируется связь реально существующего всеобщего отношения целостной системы с ее различными проявлениями, связь всеобщего с единичным.

5.  Конкретизация эмпирических знаний состоит в подборе иллюстраций, примеров, входящих в соответствующий класс предметов. Конкретизация же теоретических знаний — это выведение и объяснение особенных и единичных проявлений целостной системы из ее всеобщего основания.

6.  Необходимым средством фиксации эмпирических знаний являются слова-термины. Теоретические знания прежде всего выражаются в способах умственной деятельности, а затем в различных символах-знаковых системах, в частности средствами естественного и искусственного языка.

Т.о., М.т., или разумному мышлению, присущ ряд характерных черт. Так, этому мышлению свойствен анализ как способ выявления генетически исходной основы нек-рого целого. Для него характерна рефлексия, благодаря к-рой человек постоянно рассматривает основания своих собственных мыслительных действий и тем самым опосредствует одно из них другим, раскрывая при этом их внутренние взаимоотношения. Наконец, М.т. осуществляется в основном в плане мысленного эксперимента, для к-рого характерно выполнение человеком такого мыслительного действия, как планирование. М.т. наиболее ярко проявляется в процессе фундаментальных научных исследований.

Рубрики

Партнеры: