Педагогика

СРАВНЕНИЮ ОБУЧЕНИЕ

Рекомендуемые в литературе способы обучения уч-ся сравнению можно объединить в три группы: 1) поэтапное формирование, т.е. расчленение процесса обучения на отдельные взаимосвязанные этапы, представляющие собой единую логическую цепь; деятельность педагога и уч-ся при этом нередко оторвана от естественного учебного процесса; 2) формирование по специальному правилосообразному предписанию (алгоритму), к-рое дается как обязательная программа действий; это правило усваивается и применяется либо по требованию педагога (ради закрепления в памяти), либо во время учебной работы; 3) ознакомление уч-ся со способами сравнения и их усвоение попутно с изучением нового материала. Однако ни один из этих вариантов в «чистом» виде рекомендовать не следует: жесткое формирование операции сравнения по этапам или по заученным правилахМ умаляет роль фактических знаний; только попутное формирование не предполагает определенной системы в работе педагога, подменяет ее случайными эпизодами, зависящими от всевозможных ситуаций, возникающих на уроке (занятии). Поэтому целесообразно способ поэтапного формирования объединить с обучением специальным правилам и с попутным совершенствованием операции в процессе изучения учебного материала. Именно этот принцип взят за основу следующей методики С.о.

К основным этапам работы педагога и уч-ся по формированию операции сравнения относятся: 1) ознакомление с элементами формальной логики (хотя бы на конкретных примерах изучаемого материала); 2) показ учителем способов сравнения, рекомендация алгоритмических предписаний, правил; 3) упражнения уч-ся в приемах, показанных педагогом на аналогичном материале предмета; 4) упражнения уч-ся в усвоенных приемах на новом материале (перенос действия в новую ситуацию); 5) поиски индивидуальных («своих») приемов сравнения.

На первом этапе уч-ся знакомятся с основными требованиями логики к операции сравнения. Они должны осознать смысл ее, т.е. уметь объяснять термин «сравнение» и понять, что для правильного сравнения необходимо выделить в сравниваемых объектах существенные, а также однородные признаки. Уже на этом этапе педагог на конкретных примерах подчеркивает главные требования этой мыслительной операции: 1) парность объектов сравнения; 2) сравнимость объектов; 3) определение основания сравнения; 4) выбор определенной последовательности сравнения; 5) выбор опорного объекта сравнения. Этот этап считается завершенным, если уч-ся правильно сравнивают конкретные предметы, их наглядные изображения и переходят к абстрактным объектам, сопровождая свои действия необходимыми словесными объяснениями.

На втором этапе уч-ся знакомятся с нек-рыми алгоритмами, правилами сравнения. Педагог рекомендует ход сравнения в случаях соподчинения объектов; их ря — доположенности, отдаленной связи друг с другом в сочетании с особыми признаками и т.д. Целесообразно применять следующий алгоритм сравнения: 1) первоначальный смысловой анализ объектов (Можно ли их подвергать сравнению? Исходя из чего оно будет проводиться, т.е. какова основа сравнения?). Этот пункт имеет принципиальное значение: он предполагает глубокий анализ объектов с целью установления возможности и правомерности сравнения: оценка объектов служит своеобразным «пропуском» к следующему пункту или запретом операции, когда формулируется вывод: «Объекты по данному основанию не сравнимы друг с другом». Трудность выявления первоначального смысла сравнения станет понятной, если вспомнить, что сравнение, казалось бы, несравнимых объектов в ряде случаев приводило ученых к открытиям. Поэтому этой операции подвергаются нередко далекие друг от друга объекты (понятия); 2) анализ первого объекта и формулировка его признаков; 3) анализ второго объекта и формулировка его признаков; 4) сопоставление и выделение наиболее существенных признаков сходства; 5) противопоставление и выделение наиболее существенных отличительных признаков (следует отметить, что 4-й и 5-й пункты могут меняться местами. Указанный здесь порядок «естествен», но вовсе не обязателен: если объекты близки друг к другу или почти тождественны, то вначале отыскиваются отличительные признаки; если же объекты далеки друг от друга, то вначале проводится сопоставление); 6) установление зависимостей между объектами (нахождение видо-родового отношения, равноправия и т.п.); 7) формулировка вывода сравнения (в нек — рых случаях — определение понятия).

Второй этап считается завершенным, если педагог не только ознакомил уч-ся с различными способами сравнения и показал, как применять их на практике, но и убедил в их необходимости.

На третьем этапе уч-ся самостоятельно на разном материале проводят сравнения в соответствии с усвоенными предписаниями и правилами, достаточно убедительно и логично объясняют свои действия. Этот этап считается завершенным, если обучаемые усдели усвоить всю систему приемов, из к-рых состоит операция сравнения, выработали умение сравнивать по определенному плану и доказывать правомерность своих действий.

На четвертом этапе происходит дальнейшее совершенствование указанной операции, в результате чего она превращается в общий способ (прием) мыслительной деятельности, к-рый широко используется в учебной работе. Педагог создает условия для сравнения различного учебного материала и стимулирует применение алгоритмических предписаний. Вместе с тем он постоянно проверяет сознательность выполнения каждого шага и способствует применению операции для более глубокого изучения программного материала. На уроках сравнение используется в разных целях. Так, сравнительное изложение учебного материала стимулирует его восприятие, усиливает мыслительную работу, активизирует речь; уч-ся начинают рассуждать, их понятия становятся конкретнее, содержательнее, углубляется и расширяется понимание вопроса, в результате этого повышаются успеваемость и качество знаний. Сравнение позволяет устанавливать различные связи между новыми и старыми знаниями. Это особенно ярко проявляется при повторении, когда старый материал рассматривается с позиции вновь изученного, в результате чего происходит переоценка ценностей. Сопоставление и противопоставление помогают выбрать из информации самое существенное, что позволяет глубоко проникать в сущность вещей и делать довольно обоснованные заключения. При помощи сравнения более глубоко понимаются конкретные предметы, различные связи между ними, причийно — следственные зависимости, уясняются процессы развития и изменения. Сравнение способствует систематизации, классификации изучаемого материала, прочному усвоению основ наук.

Пятый этап С.о. — высший в формировании умения сравнивать.

Уч-ся не только правильно понимают и формулируют сущность операции, проводят планомерное обобщающее сравнение по обобщенным и существенным признакам, выявленным в полном объеме, но и осуществляют ее перенос в др. ситуации и др. области знания. Но главное заключается в том, что обучаемые, применяя известные способы сравнения, пытаются найти «свои», более совершенные для того или иного случая, создают правила, предписания и алгоритмы, к-рые используются затем в учебной деятельности. Последний этап обучения считается завершенным, если уч-ся научились вести поиск наиболее удачных правил сравнения, формулировать их и применять в учебной работе.

С.о. требует от педагога обстоятельных знаний сущности этой операции, методики ее формирования у уч — ся различных возрастов; использования межпредметных связей; тщательной подготовки к каждому занятию. Нужно также учитывать, что С.о. происходит одновременно с обучением др. мыслительным операциям. Так, восприятие сравниваемых объектов требует определенного синтеза; установление сходных и отличительных признаков и выявление основания сравнения требуют анализа; мысленное отчленение признаков различия от всех др. признаков объектов требует абстрагирования;

сопоставление и противопоставление объектов по выделенным существенным признакам и новое восприятие объектов в свете проведенного сравнения требуют нового синтеза; оценка правильности и значимости вывода требуют обобщения.

Рубрики

Партнеры: