Педагогическая система Е. Н. Ильина

Педагогическая система Ильина – преподавание литературы как предмета, формирующего человека. Учитель литературы 84-й СШ г. Санкт-Петербурга Е.Н. Ильин создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно – этического курса, помогающего каждому уч-ся состояться Человеком. Он своим опытом доказал возможность и целесообразность построения учебного процесса на принципе обучающего воспитания. Е. Н. Ильин – педагог новатор, придававший особое значение  педагогике общения.

Вот главные особенности организации и проведения учебного процесса в опыте Евгения Николаевича Ильина

1.  Ведущей и определяющей особенностью является то, что обучение литературе Евгений Николаевич Ильин сознательно, планомерно и целенаправленно подчиняет формированию нравственных устоев школьников, воспитанию у них этических и эстетических взглядов и убеждений, гражданских чувств человека-патриота.

2.  Основным средством, с помощью к-рого Евгений Николаевич Ильин осуществляет принцип обучающего воспитания, является постановка вопросов-проблем. Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, к-рые так или иначе в нем ставятся. Евгений Ильин, анализируя при подготовке к урокам эти книги, произведения, выявляет в них проблемы-вопросы, классифицирует их по степени интереса для уч-ся, значимости в современных условиях, по остроте постановки, необычности разрешения. Все эти вопросы-проблемы он записывает на отдельные карточки и постоянно их пополняет. Подбор вопроса-проблемы, постановка которого служит ядром урока, производится Е.Н. Ильиным так, чтобы:

а)   этот вопрос являлся для современных уч-ся жгучим, злободневным, личностно значимым;

б)   он был, по возможности, обращен не вообще к уч – ся, а именно к уч-ся данного класса, а еще лучше – к конкретному ученику (ученице) класса;

в)   ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в этом вопросе, требовало тщательного изучения самого произведения, учебника и дополнительной литературы, ознакомления с историей изучаемого произведения, биографией его автора.

3.  Для того чтобы вопросы-проблемы, их обсуждение и разрешение служило действенным средством нравственного воспитания, Е.Н. Ильин тщательно, систематически и глубоко изучает своих уч-ся, изучает всюду: на уроке, на экскурсии, в театре… изучает каждого и класс в целом. «Класс – это 30-40 лиц: разных, непохожих, и вместе о тем – одно лицо, разглядеть к-рое еще сложнее, чем лица. Знать своих учеников и знать то, что они знают и могут знать каждый в отдельности и все вместе, – значит быть учителем», – считает Евгений Николаевич Ильин.

Такое тщательное, вдумчивое научение своих учеников позволяет Е.Н. Ильину увидеть, что необходимо каждому из них для нравственного развития и совершенствования. И, ставя перед учеником – через класс – проблему-воп – рос, он добивается возникновения у него (но не только у него, а у всего класса как коллектива) явления катарсиса – эмоционального потрясения и внутреннего очищения, перерождения.

4.  Ответ на поставленный вопрос-проблему, ее разрешение организуется (Е.Н. Ильиным в форме коллективного поиска, коллективного раскрепощенного обсуждения, дискуссии, когда каждый ученик может высказать свое мнение, может задать любой вопрос. Этому помогает своеобразная постановка вопроса: «Мой вопрос – особый. К себе самому. А решаю – с ребятами. Этим их поднимаю до себя, сам расту до них…

Что может быть яснее вопроса, заданного самому себе, и значительнее, когда он волнует всех» (Е.Н. Ильин, 1982). Е.Н. Ильин добивается того, чтобы поставленный жгучий вопрос не только воспитывал учеников как читателей, не только обеспечивал их познавательную активность на уроке, повышая тем самым его образовательную и воспитательную отдачу, но чтобы и обсуждение этого вопроса было для уч-ся незабываемым событием, т.к. знания, добытые в напряженном коллективном поиске, не останутся мертвым грузом, не будут мгновенно забыты, они обретут личностно значимый смысл, подлинную высоту, с к-рой откроются новые горизонты в литературе, в своей душе.

Даже экзамен Е.Н. Ильин рассматривает как такой урок, на к-ром «можно и додумать, и доспорить, и даже кое в чем со всей ответственностью не согласиться», ибо «…экзамен – это своеобразный нравственный отчет о том, что узнали, над чем думали, с чем согласились и что оспаривали».

5.  Е.Н. Ильин широко использует в организации и проведении учебного процесса принцип ролевого участия школьников. Его уч-ся проверяют друг у друга тетради, сочинения, даже зачастую выставляют сами себе оценки, охотно выполняют роли консультантов, лаборантов, рецензентов. За каждым учеником младших классов закрепляется его опекун-старшеклассник, проверяющий его тетради, сочинения, помогающий ему. Е.Н. Ильин считает, что многие функции учителя можно и нужно передавать уч-ся, конечно, при постоянном контроле и помощи учителя. Для этого он разработал систему советов, как писать сочинения (эти советы постоянно висят в кабинете литературы), разработал особую таблицу проверочных знаков для рецензирования сочинений, к-рыми пользуются учащиеся-проверяющие. Во всей этой работе Е.Н. Ильин исходит из важнейшего положения: «Ведь ребята – не только цель и смысл нашей работы, но и наша главная опора».

Вся работа уч-ся строится на доверии учителя, ибо, как считает Е.Н. Ильин, «чувство ответственности и требовательности к себе рождается у школьников только доверием учителя». То новое, что внес Е.Н. Ильин в дидактику, видно будет лучше и нагляднее, если его методику сравнить с привычной методикой изучения литературы в традиционной школе.

Система подачи нового материала по литературе по традиционной схеме выглядит так: 1) излагается биография писателя, поэта; 2) изучается и анализируется его творчество по крупным разделам, напр., лирика, гражданская поэзия, сказки, исторические повести А.С. Пушкина или др. писателей, поэтов; 3) общие идеи иллюстрируются отрывками из произведений писателя, цитатами из стихов поэтов; 4) делаются выводы о художественных особенностях произведений, о вкладе писателя в историю литературы. Есть, конечно, и варианты. При этой системе учитель «дает» (транслирует) материал, а ученик его «берет», если есть желание «брать».

Очень часто у ученика не возникает интереса к чтению произведения. Не все ученики читают программную литературу. У Е.Н. Ильина читают все! Негативная сторона традиционного изучения литературы: на первом месте стоит познавательная задача, уж потом – воспитательная. В П.с. Е.Н. Ильина есть ряд находок в построении изучения темы, подаваемых «наоборот», в отличие от традиционного. Педагог-новатор главную цель преподавания литературы видит в ее воспитательной функции, а уже потом – в познавательной.

Отказавшись от пассивных методов обучения («Запоминай так, как сказано в учебнике!»), он разнообразными приемами побуждает уч-ся к активному поиску «своей истины», собственных взглядов и оценок обсуждаемых проблем. Постоянно используются приемы, рассчитанные на эмоциональное воздействие литературных и поэтических произведений на ученика. «В какой мере работа ума становится трудом души – вот критерий урока литературы», – подчеркивает педагог-новатор.

Е.Н. Ильин деталь считает жемчужиной текста. Особое внимание уделяется репликам, вопросам уч-ся на уроке. В них выражается поиск, спор, сомнение, возражение, стремление иметь свою точку зрения. Развивается любознательность, ученик тянется к литературе. И учитель не только учит, но и сам учится у школьников.

Е.Н. Ильин придает важное значение педагогической технике. Артистизм учителя он считает наивысшим учебным средством. Урок литературы – это искусство, и учитель – художник своего урока: он и сценарист, и режиссер, и исполнитель, и взыскательный критик, и литературовед. Если этого нет, утверждает Е.Н. Ильин, то учитель имеет дело с пресловутой «галереей образов», «фигур, персонажей, куда неожиданно попадает и словесник – академист как один из «типичных представителей» неживой, незримой литературы» (Ильин Е.Н. Шаги навстречу, 1986).

Читайте далее:

1 комментарий к “Педагогическая система Е. Н. Ильина”

  1. Евгений Николаевич! Уже много лет хочу Вам сказать: “Спасибо за то, что Вы есть.
    А Ваши дают “ощущение КАТАРСИСА”.

Оставьте комментарий