Педагогика

ОНАНИЗМ

сексуальное самоудовлетворение путем механического раздражения эрогенных зон (обычно своих гениталий) или путем психологического возбуждения. Синонимы: ипсация, мастурбация, рукоблудие. Выделяют несколько типов О.: а) допубертатный (О. раннего возраста)

детская генитальная игра, связанная „ не с эякуляцией и оргазмом, а с исследованием ребенком собственного тела; б) пубертатный О. (мастурбация периода юношеской гиперсексуальности); в) заместительный О. — возникает после начала половой жизни в связи с нерегулярностью половых сношений или неудовлетворенностью ими (чаще наблюдается у женщин); г) вынужденный, навязчивый О., являющийся единственной формой половой жизни; д) взаимный О. у гомосексуалов. В качестве особого типа выделяют психологический О. — фантазии на сексуальные темы с переживанием оргазма без мастурбации и любых др. манипуляций.

Допубертатный О. может свидетельствовать о скрытом протекании эндокринного или психического заболевания, однако чаще всего он провоцируется или естественной исследовательской деятельностью ребенка, или механическим раздражением гениталий тесной одеждой, или действиями родителей, к-рые по незнанию щекочут и целуют эрогенные зоны ребенка, или же раздражением промежности глистами-острицами. Наиболее массовым является пубертатный О. Считается, что к нему прибегают 70-90% мужчин и 30-60% женщин. Данные о возрастном пике пубертатного О. не совсем согласованы (напр., 13-15 и 14-15 у мальчиков); ясно, что такие данные не могут быть абсолютными, поскольку зависят от начала полового созревания. Этот вид О. — временное явление, возникающее в период полового созревания и представляющее собой средство удовлетворения биологической потребности, к-рую индивид в силу возраста и социального статуса не может удовлетворить адекватным путем. В этом случае О. служит для снятия физиологического дискомфорта, и практика О. прекращается с началом регулярной половой жизни. Многие современные авторы не видят в умеренном пубертатном О. ничего ужасного и считают его средством саморегуляции половой функции. Имеются сведения, что среди мастурбировавших в юности больше всего сексуально здоровых и, наоборот, среди мужчин с наиболее тяжелыми расстройствами потенции — никогда не мастурбировавших (Г.С. Васильченко). В пубертатном периоде тревожным сигналом служит навязчивый характер О. Половое удовлетворение при О. не является полноценным из-за полного отсутствия коммуникативности, эмоциональной связи и комфорта влагалища. Подросток прекрасно осознает, что занимается чем-то «грязным» и недостойным, безуспешно пытается преодолеть себя и, терпя поражение, испытывает чувство вины, неполноценности. К этому нужно добавить страх перед последствиями, возникающий из-за сексуальной безграмотности. Подросток может связать с привычкой к О. все свои жизненные и учебные неудачи, а это часто приводит к невротизации.

О. может оказывать отрицательное влияние на ЦНС и вызывать раздражительность, головные боли, рассеянность, быструю утомляемость и т.п. Профилактика и лечение: разъяснительные беседы врача или психиатра о сущности О. как вредной привычке, психотерапия; внимание к одежде ребенка (она не должна быть тесной). Рекомендуется, чтобы ребенок спал на твердой постели, не слишком тепло укрытым, держа руки поверх одеяла. Ребенок ежедневно должен находиться на воздухе, заниматься гимнастикой, физическим трудом. Если ребенок страдает экземой, заражен глистами, склонен к запорам, эти явления следует устранить, т.к. они могут толкнуть ребенка к занятию О. Педагоги и родители должны помнить, что при искоренении этой вредной привычки следует проявлять такт и терпение, не слишком фиксировать внимание ребенка на этом явлении, не запугивать его тяжелыми последствиями, стараться включить его в занятия спортом, работу кружков. При упорном О: надо обратиться к врачу.

Рубрики

Партнеры: