Педагогика

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

навязчивые ритуализированные действия, отрицательно сказывающиеся на поведении ребенка, его физическом и психическом развитии. Говоря о В.п. у детей, взрослые в первую очередь имеют в виду курение и онанизм. Однако ими круг В.п. не исчерпывается. В поведении нек-рых детей встречаются навязчивые действия, к-рые ребенок осуществляет осознанно, «по привычке» и к-рые производят довольно неприятное внешнее впечатление. Это привычка теребить волосы или мочку уха, нарочито сутулиться, шаркать ногами при ходьбе, ерзать на стуле, чрезмерно жестикулировать, хватать собеседника за рукав или за пуговицу, поминутно отплевываться, ковырять в носу, употреблять слова-паразиты («ну», «вот», «значит», «короче») и т.п. Все они могут наблюдаться у одного ребенка. Формирование подобных привычек происходит в самом раннем возрасте. Причина их возникновения проста недостаточное внимание со стороны родителей к поведению ребенка. Ведь воспитание, в частности, состоит и в формировании культурных навыков. Поэтому правы те, кто утверждает, что ковыряющий в носу ребенок плохо воспитан. Предупреждение таких привычек не требует особых психологических рекомендаций. Рецепт здесь один привитие ребенку полезных навыков и привычек: опрятности, аккуратности, организованности, соблюдения элементарных правил этикета.

Но бывают привычки иного рода, хотя и похожие на уже названные. Это сосание пальца, губы, края одежды или постельного белья, верчение, выдергивание волос, грызение ногтей, раскачивание головой или биение ею о подушку перед сном и т.п. Причины и механизмы их возникновения более сложны. Чаще всего они наблюдаются у тех детей, кто с младенчества воспитывался жестко, строго, чрезмерно требовательно, либо у тех, кто испытал явный дефицит внимания со стороны родителей. Такие дети подолгу оставались одни в постели, их редко брали на руки и не укачивали, если они плохо засыпали. Рано отлученные от материнской груди, они не нашли удовлетворения и в соске, к-рую тоже вскоре отобрали. В условиях недостатка ласки и впечатлений ребенок, предоставленный сам себе, испытывает скуку или страх и ищет успокоения и отвлечения в немногих доступных ему действиях: сосет палец или губу, теребит волосы, ухо, нос и т.п. Вначале он прибегает к подобным действиям потому, что отсутствует мать. Когда же обеспокоенная мать появляется рядом и стремится отвлечь его от навязчивых занятий, она уже не привлекает его внимания: он занят сам собой. Так происходит коренная перестройка всей жизненной ориентации малыша. Изначально он стремится к притоку внешних впечатлений. Если мать рядом, он удовлетворяет эту потребность. Если же ее нет рядом, то развитие ребенка не просто затормаживается, а как бы возвращается во внутриутробный период. Ребенок сам себя утешает и успокаивает, источник впечатлений также ищет в самом себе. Однообразные навязчивые действия отвлекают ребенка от процесса познания, угрожают задержкой психического развития. В.п. становится необходимым ритуалом самоуспокоения, отвлечением от страхов и беспокойства, компенсацией недостатка общения.

Часто В.п., выражающаяся в ритмических движениях, служит вынужденным замещением тех движений, за к-рыми стоят важные механизмы созревания. Напр., такой ритмический акт, как сосание груди, — это не просто акт кормления. Сложный комплекс пищевых, гормональных и психологических воздействий стимулирует развитие головного мозга. Поэтому «война» с соской или сосанием пальца, напр., у двухлетнего малыша физиологически и психологически неоправдана. Нек-рые ритмические! действия способствуют синхронизации биоритмов и сложной перестройке мозговых процессов при переходе от бодрствования ко сну. Поэтому укачивание при засыпании вовсе не так вредно, как считают родители, опасающиеся избаловать ребенка; иной раз больший вред может нанести намеренное неукачивание. Нежные прикосновения материнских рук, поцелуи как бы предусмотрены природой в сложных механизмах созревания ребенка. Самостимуляция в виде сосания пальцев, губ и т.д. возникает как эквивалент любящих рук. Эта самостимуляция может перерасти в привычку и растянуться на долгие годы, провоцируя, в частности, такое явление, как онанизм.

Если В.п. сформировалась, родители должны бороться с нею, а не с ребенком. Прямолинейная настойчивость при этом только раздражает малыша и провоцирует конфликты. Наказания и запугивания могут привести к исчезновению внешних симптомов. Однако за подобным «излечением» всегда лежит тяжелое потрясение, так что психологические последствия принятых мер могут оказаться тяжелее устраненной привычки. Не следует также связывать ребенка обязательствами, честным словом. Воля его еще недостаточно развита. Слово он дает, но скорее всего его нарушит, что порождает, с одной стороны, необязательность, с другой чувство вины и неуверенности в себе. Устранение В.п. требует времени едва ли не большего, чем то, которое ушло на ее становление. В основе возникновения такой привычки лежит недостаток внимания к ребенку, и для ее устранения этот недостаток необходимо терпеливо восполнять. Увлекая ребенка интересными занятиями, общаясь с ним, родители помогают ему изжить те глубинные внутренние переживания, к-рые породили неприятные действия. Борьба с В.п. — это всегда борьба с тревожностью, неуверенностью, пессимизмом.

Среди В.п. особую озабоченность’ родителей вызывает курение, получившее в последние годы широкое распространение среди школьников. Считается, что курение-одна из многих проблем подросткового возраста. Однако иногда приходится сталкиваться с тем, что сигарету берет и младший школьник или даже дошкольник. Зачем он это делает? Ответ, как правило, прост: ребенок, стремящийся в игре приобщиться к миру взрослых, желает ощутить себя исполняющим действие, характерное для взрослых. К многочисленным атрибутам игры может быть добавлен и еще один сигарета. В подобной ситуации преждевременно тревожиться о формировании В.п. Руководствуясь чисто детскими игровыми мотивами, ребенок может попробовать сыграть и в курильщика, однако никакого удовольствия это ему наверняка не доставит. Организм человека не приемлет вредных веществ и реагирует на них отрицательно. Даже если малышу удастся крепко затянуться дымом, ничего, кроме отвращения, он не испытает. Родительское наказание послужит лишь необязательной добавкой к той весьма ощутимой неприятности, к-рую маленький экспериментатор доставил сам себе. Узнав о таком опыте, родители должны стараться исключить возможность его повторения (ведь неоднократное повторение может привести к тому, что здоровая реакция отторжения постепенно угаснет). Нежелательно, чтобы ребенок имел возможность легко уединиться для проведения своих экспериментов. Если в доме есть сигареты, они не должны соблазнять ребенка своей доступностью. Курящие близкие должны избегать того, чтобы своим поведением провоцировать ребенка следовать нежелательному примеру.

Чем старше ребенок, тем более серьезной для него становится проблема курения. В каком-то смысле курение у школьника является игрой. Однако сам он это так не воспринимает. Для школьника, особенно подростка, уже недостаточно изображать взрослого, сознавая в глубине души всю условность игровой ситуации. Дошкольник может курить «понарошку», пользуясь предметом-заместителем, напр. карандашом или бумажной трубочкой, изображающей сигарету. Подросток уже стремится быть как взрослый или по крайней мере максимально походить на него, приобщившись к кругу сильных, самостоятельных и независимых людей. Легче всего оказывается перенять внешние атрибуты взрослого мира, явно отличающие взрослого от ребенка. Большинство исследователей убеждены, что при обращении к курению ведущими выступают психологические мотивы. Главный механизм курения подростка подражание. В любом возрасте первая затяжка физически неприятна, однако у подростка психологические мотивы уже достаточно сильны, чтобы побороть отвращение, которое к тому же с каждой следующей сигаретой постепенно угасает.

Как воспрепятствовать формированию В.п.? Практика показывает, что, как и в большинстве иных ситуаций, насилие наименее эффективно. Это особенно справедливо для тех случаев, когда властное и жестокое отношение родителей к детям оформилось в преобладающий педагогический стиль. Чем более ровные и доброжелательные отношения поддерживаются в семье, тем меньше вероятность, что самоутверждение подростка примет искаженные формы. Психологи отмечают, что те подростки, к-рые, несмотря на кризисный характер своего возраста, сохранили уважение и доверие к своим родителям, менее склонны следовать негативному примеру сверстников. Если же родители воспринимаются как чуждая, несправедливая и враждебная сила, то, чем упорнее и жестче настаивают они на запретах, тем сильнее ответное стремление обойти их.

Популярные пособия призывают отвлекать активность детей на занятия спортом, вести с ними профилактические беседы о вреде табака. Но эти правильные меры могут оказаться недостаточно эффективны. Курение подростка — один из симптомов неблагополучия в процессе его личностного самоопределения. Поэтому пристального внимания требует именно неблагополучие, а не курение само по себе. Лишь укрепляя взаимное расположение и доверие, можно воспрепятствовать формированию В.п.

Рубрики

Партнеры: