Педагогика

НАРКОТИКИ

Нет, наверное, родителя, к-рого хотя бы однажды не посетил страх: «А вдруг это случится с моим ребенком?» Этот страх возникает не на пустом месте. Раньше, лет 15-20 назад, ситуацию с Н. кое-как держала под контролем государственная система (различными средствами — от ограничения зарубежных контактов до мощного идеологического давления). Сейчас мы остались фактически один на один с опасностью и нередко чувствуем себя беспомощными, зависящими от случайности. Мы знаем, с помощью СМИ, как легко впасть в зависимость, попробовав Н. всего пару раз. И вовсе не уверены, что это не случится именно с нашим ребенком, не знаем, сможет ли он противостоять соблазну.

Н. вызывают физиологическую и психическую зависимость у человека. Если физиологическая зависимость возникает неизбежно при приеме нек-рых препаратов, то психическая наступает не всегда, и зависит это прежде всего от личностных особенностей.

•КН. стремятся те, кому чего-то не хватает в реальной повседневной жизни. Напр., неуверенные в себе люди, страдающие от одиночества, считающие себя неинтересными для других. Они стесняются вступать в контакт, боятся быть навязчивыми. Н. дают им уверенность, раскованность, переносят в др. мир, где ощущаешь себя др. человеком, каким всегда мечтал быть.

•  Иногда сильная тяга к Н. проявляется у людей, не имеющих, казалось бы, ни материальных проблем, ни проблем в общении, активных, удачливых и привлекательных. Здесь др. причина — постоянная нехватка новых впечатлений и ощущений, поверхностность в восприятии мира и др. людей. Таким людям все время требуется что-то новое, и они находят это в Н.

•  Легко попадают в наркозависимость подростки, привыкшие во всем подчиняться нормам своей группы, не имеющие своего мнения. Они не могут сказать «нет», когда им предлагают что-то попробовать, боятся в случае отказа оказаться в одиночестве.

•  Бывает и так, что подростковая бравада не находит др. выхода, кроме как в Н. Иногда подростки бунтуют т.о. против жесткого контроля, давления или навязчивой опеки родителей. Или, наоборот, против пренебрежения, заброшенности.

•  Нек-рые подростки просто не умеют содержательно проводить время — не сформированы интересы, на первом плане удовлетворение примитивных потребностей.

•  Есть люди, постоянно испытывающие психическое напряжение, стресс, не умеющие расслабиться, противостоять этому. Людям, склонным к депрессии, Н. представляются средством, помогающим выбраться из состояния подавленности, мрачного уныния и обессиленности.

•  К
Н. может подтолкнуть неумение справляться с жизненными проблемами из-за отсутствия элементарного опыта. Встречаясь с проблемой, такие люди не решают ее, а уходят в иллюзорный мир, где проблем не существует вовсе. Возможно, это происходит потому, что предыдущая жизнь не научила их справляться с трудностями. Напр., родители, а не ребенок выясняли отношения с его обидчиком, учителя в школе завышали оценки, жалея ребенка или зная скандальный характер родителей. Ребенок растет и вдруг оказывается лицом к лицу с проблемами, решать к-рые придется ему самому, а как это сделать, он не знает.

• Есть и такой тип людей, спасти к-рых от наркомании и алкоголизма может только контроль. Это те, кому присуща т.н. акцентуация характера по неустойчивому типу. Их отличает неодолимая тяга к легкодоступным удовольствиям. Они не в состоянии сделать волевого усилия. Эти люди любят любые зрелища, имеют склонность к бродяжничеству, их завораживают огонь, струящаяся вода… Часто у них при неврологическом обследовании обнаруживаются признаки повреждения головного мозга.

Самые распространенные Н. в молодежной среде — различные производные конопли — анаша, гашиш, марихуана (называют их по-разному — «план», «масть», «шваль»). Эти вещества практически не вызывают физиологической зависимости. Опасность представляет психическая зависимость, а также то, что в организме вырабатывается при длительном употреблении толерантность: он становится устойчивым к воздействию, так что для достижения эффекта приходится увеличивать дозу препарата или прибегать к другим, более сильным (а значит, разрушительным и дорогим) средствам.

Опросы среди молодежи показывают, что примерно половина молодых людей когда-либо получала предложение попробовать Н. И соответственно половина из этого количества соглашалась на предложение. Как они объясняют причины своего поступка? Чаще всего любопытством, стремлением к новизне и полноте ощущений. Др. причина — нежелание отстать от других в своей компании, выглядеть трусом, «белой вороной». Почему попробовать Н. отказалась примерно половина тех, кому предлагали? Одни объяснили это тем, что они хотят свободы, не хотят зависеть от чего бы то ни было. Другие — тем, что им это не нужно, что в жизни есть много другого, гораздо более интересного. Судьба тех, кто попробовал Н. из любопытства, большого беспокойства не вызывает. Любопытство удовлетворяется за один-два раза. За это время зависимость не успевает развиться. Среди тех, кто согласился попробовать Н., четверть сделала это единственный раз в жизни. Хуже обстоят дела с теми, кто пробовал зелье, чтобы доказать, что не трус, что способен сделать то же, что и другие. Любой подначки со стороны группы может быть достаточно, чтобы заставить такого человека пробовать Н. снова и снова. Это уже личностная проблема.

Наркомания — зло, к-рому можно противостоять. Но не только борьбой против самих Н., путем контроля, запретов и репрессий. Прежде всего это должна быть борьба за полноценную и ценную для самого себя личность. Человек должен принимать себя таким, какой он есть, видеть и ценить богатство окружающего мира, адекватно относиться к возникающим проблемам, уметь их решать. Понимая личностные особенности своего ребенка, вы можете вывести его из зоны риска. Неуверенным и закомплексованным нужно создавать ситуацию успеха, не скупиться на похвалы. Главное при этом, чтобы успех был настоящим (хотя и минимальным), а похвалы имели под собой реальное основание. Иначе ребенок, почувствовав фальшь, замкнется, и результат будет прямо противоположным. Помогите ему убедиться, что со многими делами он справляется не хуже, если не лучше, чем другие. Тех, кто, обладая большими возможностями, легко скользит по жизни от удовольствия к удовольствию, постарайтесь поставить лицом к лицу с серьезной проблемой. Заинтересовать их легко. Гораздо труднее добиться, чтобы начатое дело было доведено до конца. Попытайтесь пробудить их самолюбие, усомнившись в их способности справиться с предложенной задачей. Интерес к делу быстро угаснет, но желание быть на высоте может сослужить хорошую службу. Работа, на к — рую затрачено много сил, приводит совсем к иному результату, чем обычная для таких людей «халтура». Людей, склонных к депрессии и испытывающих постоянный дискомфорт, нужно научить облегчать свое состояние. Помогут разные вещи: быстрая музыка,танцы, прогулки на свежем воздухе, энергичная физическая работа или, напротив, спокойная лирическая музыка, вязание, душ. Способ избавляться от дискомфортного состояния должен быть индивидуальным, но помочь найти его ребенку должны взрослые. Кому-то можно рекомендовать аутотренинг, др. специальные системы саморегуляции. Если подросток постоянно идет на поводу у др. людей, то стоит внимательно присмотреться, в какой компании он вращается. Если возникают серьезные опасения — как можно быстрее постараться изменить жизнь ребенка, чтобы он естественно и незаметно отошел от этой компании. Далеко не всегда подростки тщательно скрывают свою жизнь от взрослых. Но родители не понимают, что происходит, — заняты своими проблемами, или мешает укоренившийся образ ребенка, принятая позиция «Мой ребенок не такой». Родители, как правило, имеют весьма смутное представление, как их дети ведут себя в компании сверстников.

Конечно, лучшая защита для ребенка, подростка, как и для взрослого, — любовь близких. Приглашайте в гости друзей ваших детей. Посещайте кружки, в к-рых они занимаются, спортивные секции, ходите вместе в походы, найдите какое-то общее дело. Разговаривайте, терпеливо выслушивайте и, даже если встречаете в ответ настороженность, скрытность или агрессивность, попытайтесь не осудить, а помочь, поддержать. Если человеку дать возможность почувствовать себя счастливым и нужным, если относиться к его жизни с вниманием — он никогда не прибегнет к Н.

По каким признакам можно предположить, что дочь или сын употребляют Н.?

• Ребенок становится скрытным, неконтактным, запирается в своей комнате или в ванной, туалете. Уходит непонятно куда, надолго пропадает из дома.

•  Временами он раздражителен, обидчив, истеричен, а временами — ласков, весел, беззаботен. Резкие подъемы и падения настроения.

•  Иногда его мучает бессонница. Может бодрствовать ночью и спать днем.

•  Не справляется с обычными делами: хуже дела в школе, проблемы с дисциплиной, может прогуливать. Не выполняет элементарные обязанности по дому. Становится неряшливым, не следит за собой.

•  Меняется круг друзей, интересов. Новые друзья в доме не появляются — сами уводят куда-то подростка. В речи, при разговорах по телефону появляются непонятные словечки.

•  Кожа сухая и болезненно-бледная, землистый цвет лица.

•  Иногда очень узкие (булавочная головка) или очень широкие зрачки, и это не связано с освещением.

•  Часто запах бытовой химии: дезодоранты, зубные эликсиры, лаки, растворители, бензин — маскирует запах наркотика или говорит о его употреблении. Если курит анашу, от одежды сладковатый запах.

•  Из карманов одежды могут выпадать маленькие пакетики, мелко нарезанная зеленая травка, пустые папиросные гильзы.

•  Выпрашивает деньги непонятно на что. Или, наоборот, у него непонятно откуда появляются большие деньги.

Если вас что-то насторожило, пусть даже мелочь, приглядитесь к подростку внимательно.

Проще всего заметить действие Н. сразу после его употребления.

Для принявших героин характерны «точечные» зрачки: они сужаются и не реагируют на свет.

Курение «травки» (конопли, гашиша, анаши) вызывает покраснение кожных покровов, белков глаз. Вдобавок неадекватную веселость, дурашливость, повышенный аппетит.

Принявшие таблетки (транквилизаторы, снотворное) находятся в состоянии, похожем на алкогольное опьянение, но только без обычного винного запаха.

Различные стимуляторы и кокаин вызывают хаотические, не координированные движения, излишнюю жестикуляцию, экзальтацию, радостное возбуждение.

Галлюциногены — бредовое состояние. Наркотическое опьянение длится от 10-20 мин до десятков часов. А галлюциногены могут действовать даже неделю.

Какие меры нужно принимать?

•  Не пытайтесь справиться в одиночку. Обратитесь к специалисту — наркологу, психологу, психотерапевту. Если вы живете в небольшом городке, где каждый на виду, позвоните анонимно по телефону доверия. Их в России несколько. Например, московский: (095) 492-93-27. Вам дадут квалифицированную консультацию.

•  Если консультант посчитает, что подростка надо показать врачу, попытайтесь убедить ребенка сделать это. Убедить не угрозами, а тревогой за его здоровье, будущее. Скажите ему, что:

—  наркоманы умирают молодыми;

—  у
них никогда не будет здоровых детей;

—  наркоманы не могут найти нормальную работу;

—  наркоман не может заниматься бизнесом — даже наркобизнесом — там нужна ясная голова, наркомана тут же «уберут»;

—  на наркоманах зарабатывают огромные деньги те, кто сами Н. не употребляют.

• Помните: вы боретесь с болезнью, а не с ребенком. Он должен знать, что у него есть дом, куда он может вернуться. Тогда у него может появиться желание выкарабкаться.

• В
то же время не позволяйте манипулировать собой. Как бы вы ни любили ребенка, вы не должны позволить ему растоптать себя. Необходимы четкие границы, за к-рые нельзя заходить. И они будут поняты. Может быть, это здоровье др. ребенка. Или душевный покой пожилых членов семьи. Это и вопрос уважения к себе, неотделимый от уважения к ребенку.

Все это очень трудно, и нередко нужна помощь не только ребенку, но и вам лично, чтобы обрести душевное равновесие. Попробуйте связаться с др. родителями, имеющими те же проблемы. В последнее время стали возникать такие объединения.

Рубрики

Партнеры: