Анатомо-физиологические особенности детей

Анатомо-физиологические особенности детей (афо) – это возрастные особенности строения, функций детского организма, их преобразования в процессе индивидуального развития. Знание и учет А.-ф.о.д. необходимы для правильной постановки обучения и воспитания детей разного возраста. Возраст детей условно ограничивается 18 годами жизни, в которых выделяют несколько периодов.

Наиболее интенсивное изменение всех параметров физического развития (масса, длина и площадь поверхности тела и др.) характерно Для первого года жизни. Так, если при рождении рост ребенка в среднем равен 50,8 см, то к концу первого года он достигает 70-75 см. Масса тела утраивается. В последующие годы жизни до наступления периода полового созревания темпы роста снижаются: масса тела в среднем ежегодно увеличивается на 2-3 кг. В период между 5-8, а также между 11-12 годами у детей проявляются т.н. ростовые скачки.

Первый меньший по интенсивности, т.н. полуростовой скачок, второй т.н. большой пубертатный, связанный с наступлением полового созревания. В этот период длина тела за год увеличивается на 7-8 и даже на 10 см. Примерно к 20-25 годам рост человека прекращается. В процессе роста и развития ребенка значительно изменяются пропорции тела. У новорожденного по сравнению с туловищем очень большая голова, короткие ноги и руки.

С возрастом в результате неравномерного роста отдельных частей тела (за весь период роста тела длина ног увеличивается примерно в 5 раз, длина рук в 4, туловища в 3 раза, а высота головы в 2 раза), постепенно формируются пропорции, характерные для взрослого человека. Значительно уменьшается отношение округлости головы и физиономической высоты лица к длине тела, увеличивается отношение длины ног к длине туловища.

С ростом организма наблюдаются возрастные изменения во всех органах и системах, которые, однако, протекают не одновременно. В этой связи называют несколько типов роста. Нейтральный тип характерен для компонентов нервной системы, отличается высокой скоростью, однако темпы роста убывают. Генитальный тип (Г) роста свойствен половым органам и отличается замедленной скоростью, которая скачкообразно усиливается лишь в возрасте 12-15 лет, а затем снова замедляется.

Соматический тип (В) характерен для скелета, мускулатуры, кожного покрова. Наиболее интенсивный рост этих тканей происходит впервые годы жизни и в период полового созревания. Лимфоидный тип (Б) роста присущ органам, с которыми связана иммунная реактивность организма. Особенно интенсивное их развитие наблюдается от рождения ребенка до 12 лет, после чего темпы роста резко замедляются. Поскольку формирование различных физиологических функций организма в целом, а также в пределах одной и той же системы происходит несинхронно, то каждый возрастной период характеризуется определенным уровнем достигнутого развития различных органов и функций.

Центральная нервная система обеспечивает функциональное единство органов и систем человека и связи организма с внешней средой; этим объясняется наблюдаемый в онтогенезе опережающий рост головного мозга. Вслед за совершенствованием функций анализаторов идет развитие сложной психической и психомоторной деятельности.

Интенсивный рост любого органа связан с его повышенной уязвимостью и функциональной неустойчивостью. Это обязывает взрослых бережно относиться к нервной системе ребенка, не допускать физического и умственного перенапряжения. Одна из особенностей нервной системы ребенка ее пластичность, благодаря чему он сравнительно быстро приспосабливается к различным переменам. С этим свойством нервной системы связана ее высокая чувствительность, восприимчивость ребенка к направленным педагогическим воздействиям.

Отличительная особенность нервной системы ребенка ее повышенная возбудимость, “обусловленная преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Чем моложе ребенок, тем сильнее выражена эта особенность. Недостаточность активного внутреннего торможения в коре головного мозга у ребенка является причиной того, что в реакции легко вовлекаются эндокринная и вегетативная нервная системы.

Существенные возрастные изменения у детей претерпевают органы опоры и движения: хрящевая ткань скелета постепенно замещается костной (полное окостенение скелета наступает к 18-20 годам), нарастает масса мышц, увеличивается сила мышц и их выносливость.

Мускулатура детей отличается не только меньшей силой, но и большей утомляемостью при мышечной работе. Это необходимо учитывать при организации занятий по физическому воспитания и трудовому обучению. Ранние большие физические нагрузки могут принести вред нормальному развитию организма. Недостаточное развитие опорно-двигательного аппарата ребенка в возрасте 7-9 лет при нерациональной организации режима труда и отдыха, неправильном положении тела школьника во время занятий может привести к нарушению осанки, искривлению позвоночника и др.;

Возрастные анатомо-физиологические изменения наблюдаются во всех органах и системах. Погодовые сдвиги основных параметров дыхания и кровообращения свидетельствуют о том, что по мере совершенствования структуры органов функционирование их становится более экономным. Снижение частоты сердечных сокращений и частоты дыхания происходит под действием усиливающейся регуляторной функции парасимпатической нервной системы.

С возрастом изменяется потребность ребенка в питательных веществах. Так, в связи с интенсивным ростом потребность ребенка в белках выше, чем у взрослых (до 3 лет ребенку ежедневно необходимо 2-4 г белка на 1 кг массы тела, а взрослому 1, 1-1, Зг); меняется потребность в углеводах и жирах.

Приблизительно к 11-12 годам у девочек и к 14—15 годам у мальчиков отмечается т.н. пубертатный скачок роста, к-рый сочетается с появлением и интенсивным развитием вторичных половых признаков. Наблюдается т.н. эндокринный взрыв, вызванный значительными изменениями в деятельности гипоталамо-гипофизарной системы, что в свою очередь приводит к изменениям процессов нервной регуляции жизнедеятельности всего организма. Влияние гормональных перестроек на организм в этот период столь велико, а индивидуальная чувствительность к ним и темпы полового созревания столь различны, что А.-ф.о.д. в большей мере определяются стадиями полового созревания, чем календарным возрастом.

Могут наблюдаться явления, пограничные между нормой и патологией; чрезмерный рост, непропорциональное увеличение конечностей, похудение или ожирение, неустойчивость вегетативных реакций, психики, поведения и т.п. Показатели физического и психофизиологического развития детей взаимосвязаны: отставание в физическом развитии обычно сочетается у детей с функциональной и психофизиологической незрелостью. Дети с низкими показателями физического развития с трудом адаптируются к условиям воспитания в яслях, в детском саду, при поступлении в школу; они отстают от своих сверстников по развитию моторики, речевой функции и ряду др. показателей.

Отмечается тенденция ускорения темпов роста и физического развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями; это явление получило название акселерации. Однако многочисленные исследования по физиологии и гигиене труда подростков убедительно свидетельствуют, что, несмотря на явление акселерации, ив 18—20 лет организм, как правило, не достигает еще полной зрелости и реагирует на различные факторы внешней среды резче, чем организм взрослого человека. В пределах каждой возрастной группы выявляются различия, которые определяются индивидуальной изменчивостью.

Возрастная норма развития диапазон тех индивидуальных и возрастных вариаций А.-ф. о. д., в границах которого сохраняется оптимальное для каждого этапа онтогенеза функционирование организма.

Возрастная анатомо-физиологическая норма отражает единство качественных и количественных преобразований организма в процессе индивидуального развития. Это касается строго определенных показателей, характеризующих специфику развития индивидуума и совершенствование его анатомо-физиологических особенностей в онтогенезе. Практически это означает, что в процессе преподавания следует ориентироваться не только на статистические характеристики нормативы физиологических функций, но и на функциональную мобильность организма, соответствующую каждому этапу онтогенеза.

Читайте далее:

Оставьте комментарий