Полезное

Внешний фактор

Внешний фактор развития

Человечество изменилось. Причем поменялись не только мораль и отношения, но и внешность, облик людей. О том, чем мы по физиологии отличаемся от наших предков и что нас ждет в будущем, рассказывает профессор Валентин СОНЬКИН.

 

Валентин СОНЬКИН, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Института возрастной физиологии Российской академии образования, завкафедрой физиологии Университета физкультуры, профессор

– Валентин Дмитриевич, наши дети отличаются от нас с точки зрения физиологии?

– Да, и вот почему. Сегодня резко изменилась структура досуга. Детям не разрешается свободно гулять, они мало двигаются. Абсолютное большинство детей, особенно девочек, страдают от гипокинезии – малой подвижности. Мышцы и сердце у них слабые, легкие никудышные, кости легко ломаются. Низкая квалификация школьных учителей физкультуры, которые неактивно используют современные увлекательные формы занятий, приводит к тому, что с возрастом у детей падает интерес к физкультуре. Занимается спортом очень мало детей: 14% – в секциях, еще 15–16% – самостоятельно, а до 70% вообще не занимаются. Вторую строчку в «хит-параде» заболеваний школьников занимают нарушения опорно-двигательного аппарата. Мы сравнивали городские школы с сельскими, получается катастрофическая картина на селе. Деревенские девочки практически не занимаются двигательной активностью (как бы сухо это определение ни звучало), а мальчики много дерутся. Там юношей, не травмированных к концу 11 — го класса, единицы.

– Каким же сегодня должен быть хороший учитель физкультуры?

– Таким, который подходит к каждому ученику индивидуально и руководствуется принципом «движение навстречу природе». Основная идея в том, чтобы давать ребенку двигательные задания – не те, с которыми ему сложно справиться, а те, что ему по силам. У нас как говорят? «Не можешь – научим, не хочешь – заставим». Так вот не надо заставлять и не надо учить тому, что не по силам, а надо помогать в том, что он может, и тогда – так уж устроен организм – сильные стороны «вытянут» за собой и все остальные. Например, если ребенок медлителен, но вынослив, не надо пытаться сделать из него спринтера. Пусть занимается в своем темпе, скорость постепенно вырастет.

– Как с оценками быть?

– Оценка нужна ребенку. Она – один из главных стимулов в любом обучении. Поэтому безоценочная физкультура, по-моему, глупость. Но ставить баллы надо исходя из физического типа ребенка. То, что у дигестивника в силовых упражнениях оценивается на троечку, то для астеника, для которого такие упражнения сложны, это будет на пятерку. И наоборот. Ученик должен пытаться, стараться в рамках своего типа, возраста, пола. Однако это одна половина оценки. А вторая половина – это его прогресс. Он должен за полгода занятий пройти путь в физическом развитии. Если показатели остались прежними, значит, оценка невысокая.

– Ребенок растет неравномерно – есть какие-то особые периоды, на которые надо обратить внимание?

– Психологи выделяют несколько критических периодов. Первый – в один год. Происходит победа над гравитацией, ребенок начинает ходить. Он в этот момент неслучайно становится как булочка, окружен жировой прослойкой – для него это «подушка безопасности». Он упал, ему больно, но это неопасно для костей и внутренних органов. Следующий острый момент – возраст 5–6 лет, иногда он затягивается до 7, – так называемый период «полуростового скачка». Самое главное в этот период – созревание мозга для учебы. Если до того, как прошел полуростовой скачок, ребенок может заниматься каким-то делом от силы 10–15 минут, то после него – уже 30–40 минут. Проверить, прошел полуростовой скачок или нет, можно простым способом: попросите ребенка дотянуться правой рукой до левого уха через макушку. В этот период резко меняются пропорции, голова становится относительно меньше, а длина рук и ног – больше. Гипофиз активно начинает вырабатывать гормон роста. В это же время выпадают зубы. Выпадают потому, что становятся слишком маленькими для нового размера челюстей. И, конечно, происходит существенный психологический перелом.

 

Человечество изменилось. Причем поменялись не только мораль и отношения, но и внешность, облик людей. О том, чем мы по физиологии отличаемся от наших предков и что нас ждет в будущем, рассказывает профессор Валентин СОНЬКИН.

Валентин СОНЬКИН, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Института возрастной физиологии Российской академии образования, завкафедрой физиологии Университета физкультуры, профессор

– Некоторых детей неправильно отдавать учиться в 6 лет?

– Совершенно точно! Если не дотягивается рукой до уха, лучше не пытаться – этот тест серьезнее, чем вам сейчас кажется! Иначе мы загоняем ребенка в ситуацию сплошного стресса. Если ребенок физически маленький, в школе он будет уставать, ему не будет хватать сил, и начнутся проблемы. Следующий критический период – половое созревание. Оно длится 2–2,5 года. Начало зависит от телосложения: у более эктоморфных (тощих и высоких) созревание начинается позже, у эндоморфных (пухленьких и коренастых) – раньше. В среднем у девочек – в 10–11 лет, у малышков – на год-полтора позже. Ломается не только голос и строение тела, ломается психика. Как поддержать ребенка в этот период? Он должен получать разнообразную и качественную пищу. Нужна богатая кальцием еда – сыры, творог, поскольку активно растут кости и мышцы, и кальция очень не хватает. Естественно, белок: мясо, рыба, качественный хлеб.

– Я знаю, что вы противник призыва в армию в 18 лет. Почему?

– С 18 лет развиваются мышцы, а рост тела уже прекратился. Относительно сформированными мышцы становятся только в 19 лет. Поэтому нельзя брать детей в армию раньше. Если мы берем их на стадии роста, когда идет закладка мышц, и начинаем их нагружать, а часто и перегружать, мы ломаем строящуюся структуру. Служба – это интенсивная тренировка, она становится эффективной тогда, когда человек созрел. Цикл службы должен захватывать финал развития скелетно-мышечной системы и некоторое время после его окончания.

– Почему мы и наши дети физически отличаемся от наших предков, ведь гены-то у нас прежние?

– Да, изменения генотипа нет. А фенотип меняется. До 1930-х годов никто не ожидал, что может существовать такое явление, как акселерация. Заметить его смог дотошный немец по фамилии Кох, который взял и поднял за 70 лет информацию о призывниках. И оказалось, что люди выросли, стали на 12 см больше. Он сначала не поверил сам себе, стали перепроверять это в других местах, оказалось – точно, везде примерно одна и та же картина. Где-то прибавка 8 см, где-то 15. И тогда это явление назвали акселерацией. Ученые ожидали, что рост человечества продолжится, но акселерация остановилась. В Москве, например, это произошло в середине 1980-х годов. И обнаружилась обратная тенденция – деселерация. Как, почему это происходит? Существует несколько гипотез, но биологический механизм не совсем ясен.

– Какие изменения в физиологии человека ожидаются лет через пятьдесят?

– Я не думаю, что с человеком произойдут какие-то серьезные изменения. Но если учитывать тенденцию деселерации, то через 50 лет, вполне возможно, мы можем вернуться к антропометрическим данным начала прошлого века. Этот процесс, похоже, идет по синусоиде – то туда, то сюда. Средневековые рыцари были коротышки и худышки, сегодня в их латы без труда сможет влезть разве что ребенок. А древние римляне были нормальных размеров, примерно как современные люди. Наши потомки будут меньше нас, а их потомки – опять больше.

Существует три основных типа телосложения. Тощий и длинный — эктоморфный тип. Второй, мышечный тип — мезоморфный, этакий классический Геркулес из костей и мышц. И третий, эндоморфный, невысокий и коренастый, с хорошим запасом жира. Яркой иллюстрацией трех типов можно назвать картину Васнецова «Три богатыря»: Алеша Попович на ней представляет эктоморфа, Добрыня Никитич — мезоморфа, Илья Муромец-эндоморфа. Их «двойники» в литературе — Арамис, Атос и Портос. За последние 20 лет структура популяции изменилась. Если раньше преобладал средний тип, сегодня его доля падает за счет увеличения доли крайних типов.

Любовь БРИММЕР, журнал «Крестьянка»

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики