Физиология

Внешний фактор

Внешний фактор

Человечество изменилось. Причем поменялись не только мораль и отношения, но и внешность, облик людей. О том, чем мы по физиологии отличаемся от наших предков и что нас ждет в будущем, рассказывает профессор Валентин СОНЬКИН.

Валентин СОНЬКИН, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Института возрастной физиологии Российской академии образования, завкафедрой физиологии Университета физкультуры, профессор

– Валентин Дмитриевич, наши дети отличаются от нас с точки зрения физиологии?

– Да, и вот почему. Сегодня резко изменилась структура досуга. Детям не разрешается свободно гулять, они мало двигаются. Абсолютное большинство детей, особенно девочек, страдают от гипокинезии – малой подвижности. Мышцы и сердце у них слабые, легкие никудышные, кости легко ломаются. Низкая квалификация школьных учителей физкультуры, которые неактивно используют современные увлекательные формы занятий, приводит к тому, что с возрастом у детей падает интерес к физкультуре. Занимается спортом очень мало детей: 14% – в секциях, еще 15–16% – самостоятельно, а до 70% вообще не занимаются. Вторую строчку в «хит-параде» заболеваний школьников занимают нарушения опорно-двигательного аппарата. Мы сравнивали городские школы с сельскими, получается катастрофическая картина на селе. Деревенские девочки практически не занимаются двигательной активностью (как бы сухо это определение ни звучало), а мальчики много дерутся. Там юношей, не травмированных к концу 11 — го класса, единицы.

– Каким же сегодня должен быть хороший учитель физкультуры?

– Таким, который подходит к каждому ученику индивидуально и руководствуется принципом «движение навстречу природе». Основная идея в том, чтобы давать ребенку двигательные задания – не те, с которыми ему сложно справиться, а те, что ему по силам. У нас как говорят? «Не можешь – научим, не хочешь – заставим». Так вот не надо заставлять и не надо учить тому, что не по силам, а надо помогать в том, что он может, и тогда – так уж устроен организм – сильные стороны «вытянут» за собой и все остальные. Например, если ребенок медлителен, но вынослив, не надо пытаться сделать из него спринтера. Пусть занимается в своем темпе, скорость постепенно вырастет.

– Как с оценками быть?

– Оценка нужна ребенку. Она – один из главных стимулов в любом обучении. Поэтому безоценочная физкультура, по-моему, глупость. Но ставить баллы надо исходя из физического типа ребенка. То, что у дигестивника в силовых упражнениях оценивается на троечку, то для астеника, для которого такие упражнения сложны, это будет на пятерку. И наоборот. Ученик должен пытаться, стараться в рамках своего типа, возраста, пола. Однако это одна половина оценки. А вторая половина – это его прогресс. Он должен за полгода занятий пройти путь в физическом развитии. Если показатели остались прежними, значит, оценка невысокая.

– Ребенок растет неравномерно – есть какие-то особые периоды, на которые надо обратить внимание?

– Психологи выделяют несколько критических периодов. Первый – в один год. Происходит победа над гравитацией, ребенок начинает ходить. Он в этот момент неслучайно становится как булочка, окружен жировой прослойкой – для него это «подушка безопасности». Он упал, ему больно, но это неопасно для костей и внутренних органов. Следующий острый момент – возраст 5–6 лет, иногда он затягивается до 7, – так называемый период «полуростового скачка». Самое главное в этот период – созревание мозга для учебы. Если до того, как прошел полуростовой скачок, ребенок может заниматься каким-то делом от силы 10–15 минут, то после него – уже 30–40 минут. Проверить, прошел полуростовой скачок или нет, можно простым способом: попросите ребенка дотянуться правой рукой до левого уха через макушку. В этот период резко меняются пропорции, голова становится относительно меньше, а длина рук и ног – больше. Гипофиз активно начинает вырабатывать гормон роста. В это же время выпадают зубы. Выпадают потому, что становятся слишком маленькими для нового размера челюстей. И, конечно, происходит существенный психологический перелом.

Любовь БРИММЕР, журнал «Крестьянка»

Рубрики

Партнеры: