Педагогика

СЕКСУАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

Замечая у ребенка проявления С.и., родители часто не знают, как к этому относиться и как себя вести. Мы будем говорить только о нормальных, здоровых детях, каких большинство. Конечно, у детей могут встречаться определенные гормональные нарушения. Тогда половое развитие бывает ускорено, и,- соответственно, сексуальные интересы проявляются рано. Но такие случаи — дело медиков.

И здоровый ребенок может напугать взрослых неожиданными действиями или рассуждениями. Но специалисты утверждают: настоящей сексуальной потребности и сексуальных интересов у детей до подросткового возраста просто нет! По мере полового созревания такие интересы и потребности пробуждаются. Причем у мальчиков этот процесс протекает гораздо более бурно, чем у девочек.

Вопрос «Откуда берутся дети?» ребенок задает среди прочих вопросов об устройстве окружающего мира. Он продиктован естественным познавательным интересом. Если же родители уклоняются от ответа или реагируют слишком эмоционально, то этот интерес может стать нездоровым.

Когда начинать говорить с ребенком о сексе? Обычно ребенок интересуется, откуда берутся дети, в 3-4 года. Тогда и следует начинать. Нужно только помнить, что сексуальное просвещение не должно быть оторвано от воспитания в целом.

Следует ли говорить ребенку правду? Без сомнений. Но в зависимости от возраста нужно давать ему ту часть информации, к-рую он в состоянии адекватно воспринять. Нельзя обрушивать на него всю информацию целиком. И выражения должны быть доступными детям. Родители могут спокойно брать в помощники современную литературу по сексуальным вопросам, изданную специально для детей. Те, кто давали своим детям читать французскую «Энциклопедию сексуальной жизни», потом встречали абсолютно спокойное отношение сына или дочери к этой теме. Если известен ответ на вопрос, интерес к нему угасает.

Ребенок может не только задавать вопросы. Всем известны детские игры «в больницу» или «в маму и папу», в к-рых мальчики и девочки «делают уколы», исследуют интимные части тела, имитируют постельные сцены. В этих исследованиях тела или подражании нет эротического интереса. Желая познать окружающий мир, дети хотят выяснить и строение тела представителей противоположного пола. Это не более ужасно, чем желание узнать устройство новой машинки или будильника.

Информируя детей, важно и не «переборщить», не внушать им значимость этой стороны жизни для взрослого человека. Если ребенок не в состоянии осмыслить полученные сведения, он начинает фантазировать, а искаженные таким образом представления могут травмировать его психику. Недопустимо, чтобы малыш становился свидетелем интимных сцен на экране и тем более — интимной близости родителей.

В подростковом возрасте возникновение сексуальных интересов и потребностей закономерно. Контролировать эту озабоченность в период полового созревания родители не смогут при всем желании. Опасаться нужно лишь чрезмерности в проявлении этих интересов.

Кто должен объяснять детям все, что относится к сексу? Многие родители испытывают неловкость при мысли о необходимости обсуждения этих вопросов со своими детьми. Но ведь сейчас не только в семье понимают важность удовлетворения этого интереса. Можно ли надеяться на то, что хорошо поставленное сексуальное воспитание в школе избавит родителей от чувства неловкости?

Американский врач и психолог доктор Добсон считает: еслй родители в состоянии правильно и тактично объяснить все, что касается сексуальной жизни, то эти обязанности лучше всего выполнять им.

Начав это делать к 3-4 годам и поддерживая отношения с ребенком на том же доверительном уровне, вы встретите намного меньше проблем в подростковом возрасте.

Вряд ли большинство современных родителей станет возражать против введения сексуального образования в государственной школе. Ведь в каком-то смысле это избавляет от хлопот и чувства неловкости, возникающего от незнания, как приступить к необходимым объяснениям. Будем надеяться, что человеку, к-рый возьмет на себя сексуальное просвещение школьников, можно доверять. Но родителям стоило бы вкратце познакомиться с содержанием будущего курса: какое место в нем уделяется вопросам безопасности секса, способам предохранения, какое — «техническим вопросам», а какое — моральной стороне сексуальных отношений. Ведь подростки обычно очень внушаемы, а преподавателю вряд ли удастся удержаться на нейтральной позиции в вопросах морали.

Современные родители нередко знакомы со взглядами психоаналитиков на сексуальное воспитание. Согласно традиционному психоанализу, сексуальные потребности свойственны ребенку с младенчества. А их подавление ведет к психическим травмам и отзывается неврозами и проблемами в сексуальной жизни у взрослого человека. Психоаналитическая педагогика выступает против сексуальных запретов. И все же очевидно, что слишком свободное или, скажем, поощрительное отношение к исследовательской тяге детей и чувственному удовлетворению от своих половых органов может угрожать ранним и чрезмерным возбуждением сексуальности. Современные педагоги-психоаналитики предлагают выбирать между двумя крайностями.

Рубрики

Партнеры: