Педагогика

КОНЦЕПЦИЯ (в педагогике)

система взглядов, определяющих понимание явлений и процессов, объединенных фундаментальным замыслом, ведущей идеей. К. указывает способ построения системы средств обучения и воспитания на основе целостного понимания сущности этих процессов. В К. особое внимание уделяется принципам, как ориентирам для разработки стратегии педагогической деятельности. Концептуальные принципы определяют разработку соответствующих теорий. Гуманистические К. — это не жесткие требования, а предложения, такие же как Еванглие, к-рое, по образному выражению Б. Пастернака, было предложением наивным и несмелым, а не утверждением…: «Когда оно говорило, в царстве Божием нет эллина и иудея, только ли оно хотело сказать, что перед Богом все равны? Нет, но оно говорило: в том сердцем задуманном новом способе существования и новом виде общения, к-рое называется царством Божиим, нет народов, есть личности» (Пастернак Б.Л. Доктор Живаго. Спб, Кристалл-Респекс, 1998. С.134).

В настоящее время наблюдается научно организованный переход от рецептурной к концептуальной педагогике. Ознакомление с новыми педагогическими К. способствует пробуждению концептуального педагогического мышления. Оно отличается от рационально-праг — матического (ремесленно-исполнительского) тем, что направлено на глубинное понимание смысла заложенных в них идей, проникновение в существо предлагаемых принципов реализации научных замыслов. Современной школе необходим учитель, к-рый не только умеет думать, но и способен мыслить, т.е. порождать собственные смыслы педагогической деятельности. Если, конечно, речь идет о гуманистической педагогике.

Чтобы учение и поведение ученика стали гуманными, т.е. человечными, соответствующими его людской, а не механической природе, необходимо изменение режима работы его сознания. Из режима отражения (повторения, воспроизведения переданных учителем знаний и опыта поведения) оно должно быть переведено в режим творческого производства собственных смыслов и опыта — учения, поведения. Но сознание — это самоорганизуемая система. Оно не терпит насилия и привычных для формирования мыслительных операций воспитывающих и обучающих воздействий традиционной педагогики. В связи с этим возникает новая для педагогики проблема: проблема понимания учителем необходимости подхода к образованию, как к реально гуманной деятельности (С.В. Кульневич, 2001). Ее основным требованием является изменение ценностных отношений учителя, а не только ученика к сознанию, как носителю нравственных ценностей, являющихся источником и механизмом саморазвития.

Несмотря на происходящие в нашем обществе перемены, учителей, по преимуществу, продолжают снабжать все. теми же жестко-рецептурными рекомендациями. В них многократно употребляются ходовые понятия: личность, самоорганизация, гуманизм, творчество, ценности и т.п., но в очень оригинальной трактовке. Даже беглый анализ показывает, что за гуманистической риторикой скрываются хорошо известные с коммунистических времен средства и методы педагогического воздействия, принуждения и формирования «правильных» взглядов, убеждений и соответствующих им качеств личности. Иногда создается впечатление, что авторы концепций и теорий воспитания свято верят в то, что создаваемые ими «новшества» действительно гуманны. В одном из пособий вводится понятие «методы педагогического прикосновения». В части обращения к сознанию в качестве таких «прикосновений» называются пример, разъяснение, снятие напряжения, а части обращения к воле и поступку — требование, внушение, упражнение, поощрение и наказание. Вероятно, гуманистический смысл этим методам традиционно прямого воздействия придает то, что внушать, требовать, упражнять и наказывать можно и по гуманному(!).

Такой «научный» способ преобразования понятий имеет военное определение: камуфляж. Иного результата, кроме возвращения к исходной точке, т.е. к педагогике подавления личности, процедура переименования понятий дать не может. В результате кризис педагогического сознания усугубляется все возрастающими тиражами традиционных пособий. Основные функции учителя как воспитателя, сводятся к планированию, регулированию, стимулированию и контролю лишь за процессом социализации личности. Однако социализация — это процесс, направленный на реализацию только одной из трех человеческих сущностей: «подзабытыми» оказались природная и культурная. Поэтому практически каждое учебное заведение сегодня имеет собственную «концепцию гуманистического образования», где понятия «личность», «гуманистическое воспитание», «субъект образовательных процессов» и т.п. понимаются по привычной схеме: только последовательно и систематически, жестко воздействуя на ученика, можно сформировать его как «гуманную» личность. Происходит это благодаря той педагогической грамоте, к-рой будущие учителя продолжают овладевать в вузах. Отчасти такое качество «научной» грамотности обусловлено терминологической казуистикой, к-рой переполнена учебно-методическая литература последних лет.

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

8 − один =

Рубрики

Партнеры: