Педагогика

ОБРАЗОВАНИЕ

в соответствии с Законом РФ «Об образовании» это — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). По МСКО (Международная стандартная классификация образования) ЮНЕСКО термин «О.» включает в себя все виды целенаправленной и систематической деятельности, осуществляемой в целях удовлетворения образовательных потребностей. Подразумевается, что под О. понимается организационный и устойчивый процесс коммуникации, порождающий обучение. Итак, О. есть прежде всего относительный результат процесса обучения, выражающийся в формируемой у обучающихся системе знаний, умений и навыков, а также процесс воспитания, самовоспитания, развития и саморазвития, влияния, т.е. процесс формирования облика человека; при этом главным является не объем знаний, а соединение последних с личностными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями. Обычно говорят об общем О., к-рое дается в школе, и о специальном О. (напр., научном, музыкальном, техническом и др.). Специальные и профессиональные знания могут рассматриваться как О. в подлинном смысле этого слова только в том случае, если они связаны с общим О. Цели О., точно так же как и требуемый им уровень знания, могут быть различными в зависимости от характера культуры, национальных особенностей, географической и социальной среды и претерпевать исторические изменения (О. дворянское, буржуазное, утилитарное, гуманитарное, политическое и др.). О. как защита против сил, обезличивающих человека, в демократическом обществе стало вопросом жизни как для отдельных людей, так и для всего общества в целом. Понимание этого вопроса вызывает развитие движения за народное О.

При всей распространенности и, казалось бы, устойчивости понятия «О.» смысл, вкладываемый в него, все еще требует серьезного научного анализа и обоснования. По мнению Б.С. Гершунского (видного теоретика по философии О.), можно выделить по меньшей мере четыре аспекта содержательной: трактовки этого понятия: 1) О. как ценность; 2) О. как система; 3) О. как процесс; 4) О. как результат. Понять и оценить истинную сущность О. как сложного многопланового явления можно лишь в единстве и взаимодополнении этих аспектных характеристик.

Ценностная характеристика О. предполагает рассмотрение трех взаимосвязанных блоков: О. как ценность государственная; О. как ценность общественная; О. как ценность личностная. Недостаточно лишь констатировать аксиоматически самоочевидную государственную ценность О. Да, конечно, нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал каждого общества самым непосредственным образом зависит от состояния образовательной сферы и возможностей ее прогрессивного развития. В этом смысле любое государство должно быть заинтересовано в развитии О., придании этой сфере приоритетной государственной значимости. Но одними декларациями о государственной ценности О. ограничиваться нельзя. Эти декларации и лозунги должны подкрепляться на государственном уровне конкретным механизмом реализации, достойным финансовым, информационным, кадровым, правовым и научно-методическим обеспечением. О. должно стать приоритетной сферой. Общество должно эффективно лоббировать образовательные приоритеты в высших государственных инстанциях. Такое, в хорошем смысле, лоббирование (возможно, вообще единственно нравственный вид лоббирования, допустимый в гражданском, демократическом обществе) требует не только создания достаточно представительных общественных организаций, ориентированных на решение тех или иных неотложных для общества образовательных проблем, но прямого вхождения во власть наиболее компетентных представителей сферы О. и соответствующих общественных организаций через должным образом конституированные и легализованные общественно-политические движения и даже политические партии, участвующие в выборах на местном, региональном и общегосударственном уровнях. По-видимому, только в этом случае лозунг об общественно-государственном управлении О. приобретет должную технологичность и жизненность. При всей важности коллективистских начал, предопределяющих государственно-общественную значимость О., они не отражают главного — личностной ценности О., индивидуально мотивированного и стимулированного отношения человека к собственному О., его уровню и качеству. Б.С. Гершунский отмечает, что личностно-ориен — тированные ценности О., к-рым столь большое внимание уделялось в религиозных, философских и собственно педагогических работах ученых и мыслителей дореволюционной России, в дальнейшем были во многом утрачены, подчинены гипертрофированно выпячиваемым коллективистским концепциям педагогической деятельности. Вполне естественно, что эти концепции отражали общие политические и идеологические установки социалистической и коммунистической ориентации, к-рые, несмотря на внешний камуфляж привлекательных лозунгов и деклараций (типа «все во имя человека», «все во благо человека»), в своей глубинной основе носили антигуманистический характер. Они игнорировали, по существу, высшую самоценность каждого человека, вынужденного подчинять собственные интересы государственным и общественным, конформистски приспосабливаться к господствующей моноидеологии и внешней социально-экономической среде. Тем самым человеческая личность низводилась до уровня примитивного «винтика» государственно-общественного механизма со всеми вытекающими отсюда разрушительными и для человека, и для общества последствиями… В перестроечный и постперестроечный период на волне обоснованной критики перекосов в понимании ценности О. был сделан достаточно очевидный теперь крен в сторону формированной дифференциации, вариатизации и индивидуализации О., призванных воплотить на практике принципиально верную идею адаптации образовательной деятельности к интересам, способностям и познавательным запросам личности. Однако эти инновации из-за неподготовленности и поспешности их практического воплощения во многих случаях обернулись новой модой, демонстративной сменой вывесок в связи с сугубо внешними преобразованиями учебных заведений разного типа без существенных изменений в содержании и методах работы массовой’школы. Столь же поспешно решались и вопросы деполитизации и деидеологизации в сфере О. При этом процесс деполитизации, связанный с необходимостью освобождения О. от догматов коммунистической идеологии, фактически привел к вакууму любой идеологии вообще… Но идеологический вакуум должен быть заполнен. Без идеологии, без осознания близких и далеких целей не могут развиваться ни одно общество, ни одно государство. Надо ли доказывать, что безразличие к идеологическим, а в более широком смысле, к духовным, нравственным основаниям сферы О. чрезвычайно опасно и чревато самыми катастрофическими последствиями в будущем, ибо речь идет об исходе не утихающей ни на минуту борьбы за умы и сердца людей между широко понимаемыми созидательными силами Добра и разрушительными, бесчеловечными силами Зла, в какие бы политические или идеологические «одежды» эти силы ни рядились, какими бы лозунгами ни прикрывались. Невозможно претендовать на какую-то ни было доказательность в характеристике ценностных аспектов О. и тем более в их прогностическом обосновании, забывая о единстве государственной, общественной и личностной составляющих категории «ценность О.», ее системной, интегративной сущности. Однако в любом случае личностным ценностям О. должен принадлежать приоритет во всей междисциплинарной процедуре исследований, связанных с философско-методологическим осмыслением проблемы «О. как ценность».

О, как система. В традиционном понимании О. — это, несомненно, система образовательных (государственных и негосударственных) учреждений, различающихся по самым разным параметрам, но, прежде всего, по уровню и профилю. Но такое вертикально-горизонтальное многообразие образовательных учреждений само по себе еще не может служить основанием для придания О. статуса системы. Система, как известно, это не просто множество объектов, но их взаимосвязанное множество. Именно в этом случае система приобретает интегратив — ные, новые качества, не выводимые непосредственно из качеств входящих в систему компонентов и не являющиеся простой механической суммой качеств частей, образующих систему. Что же конкретно придает О. системные свойства? Прежде всего, наличие общих, инвариантных качеств, характеризующих как систему в целом, так и образующие ее компоненты, независимо от их уровня и профиля. К числу таких качеств можно отнести: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность. Система О. должна гибко и динамично адаптироваться к социально-экономическим изменениям во внешней по отношению к О. среде; она должна быть, по возможности, в своей психолого-педагогичес — кой основе, не подверженной конъюнктурным шараханьям из одной крайности в другую. С одной стороны, любая система О. должна вырастать из исторически складывающихся, преемственных и весьма медленно сменяющих друг друга образовательных парадигм и доктрин, а с другой — она должна быть естественно устремленной в будущее, поскольку выпускники учебных заведений любого типа должны будут жить и трудиться в существенно новых условиях, отличных от условий их собственно учебной деятельности. Одной из наиболее острых проблем современного О. является проблема поиска рационального соотношения централизации и децентрализации образовательных стратегий и образовательных систем. Личностно-ориентированная парадигма современного О., признание приоритетов личностных образовательных ценностей существенно сказывается и на трактовке понятия «система О.». Рушатся еще недавно господствовавшие представления о жесткой централи — зованности, законченности и монолитной устойчивости такой системы. Она все явственнее превращается в вариативную, открытую для оперативных изменений и обоснованных инноваций дифференцированную сферу образовательных услуг. Такое представление диаметрально меняет саму парадигму О., особенно в ее прогностической интерпретации: не система жестко детерминированных образовательных учреждений, по существу, навязываемая человеку и ограничивающая его свободу выбора, а человек, сознательно (или на основе профессионально состоятельных консультаций) выбирающий индивидуальную образовательную траекторию в соответствии со своими интересами и способностями, определяющими его образовательные потребности. При таком подходе на передний план выступает проблема соответствия дифференцированных образовательных потребностей личности дифференцированным же образовательным услугам. Спрос порождает предложения… Но при одном обязательном условии, специфичном для зарождающихся рыночных отношений в образовательной сфере: необузданной стихии спроса и предложений должны сопутствовать точно выверенные и прогностически доказательные политика и стратегия О., тонко и чувствительно улавливающие назревающие объективные тенденции в обществе, прослеживающие их и в необходимых случаях противодействующие (на основе включения соответствующих правовых механизмов) любым деструктивным и безнравственным перекосам в данной сфере. В настоящее время достаточно явно просматривается общая тенденция «размывания», «разрыхления», «динамизации», дифференциации и вариатизации жестких образовательных систем в связи с личностной ориентацией О. Важно лишь, чтобы эта тенденция не вела к анархии и произволу в сфере О.

О. как процесс. О. по самой своей сущности — это процесс движения от целей к результату, процесс субъект — но-объектного и субъектно-субъектного взаимодействия педагогов с уч-ся, когда уч-ся, студент, слушатель по мере все более активного, глубокого и всестороннего участия в процессе обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития превращается из достаточно пассивного объекта деятельности педагога в полноправного соучастника, иными словами, в субъект педагогической взаимодеятельности. Причем взаимодеятельности (общения, коммуникации) не только педагога с уч-ся, но уч-ся друг с другом. Педагогический процесс происходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) с привлечением самых разнообразных средств О. — учебных и методических текстов, наглядных пособий, компьютеров с соответствующим техническим и программно-пе — дагогическим обеспечением, технических аудио — и видеосредств, аппаратуры дистанционного (телекоммуникационного) обучения и т.п. При изучении О. как процесса научные изыскания должны предшествовать любым ответственным решениям в сфере О., они должны быть «стыкованы» с управленческими решениями, придавать им аргументированность, конструктивность, практическую реализуемость.

О. как результат: грамотность — образованность — профессиональная компетентность — культура — менталитет. О. в своей качественной характеристике — это не только ценность, система или процесс. Это — по самому смыслу еще и результат, фиксирующий факт присвоения и государством, и обществом, и личностью всех тех ценностей, рождающихся в процессе образовательной деятельности, к-рые так важны для экономического, нравственного, интеллектуального состояния «потребителей продукции» образовательной сферы — государства, общества, каждого человека, всей цивилизации в целом. Вкратце рассмотрим иерархическую образовательную «лестницу» восхождения человека ко все более высоким образовательным результатам. Грамотность. В современном понимании — это уже не просто умение читать, писать и считать. В минимально необходимом по объему, но в строго научном и вместе с тем в доступном для уч-ся виде в ней должны найти свое воплощение важнейшие объективные характеристики и параметры природы, общества, человека, его духовные, нравственные личностные устои и ориентиры, а также способы познания этих характеристик и параметров в естественном единстве с формируемыми отношениями к ним. Грамотный человек — это, прежде всего, человек, подготовленный к дальнейшему обогащению и развитию своего образовательного потенциала. Грамотность обеспечивает человеку определенные стартовые возможности. Важнейшая собственно педагогическая характеристика грамотности — доступность овладения ею для всех и каждого, исключая необратимые случаи тяжелой патологии в физическом и психическом развитии человека. Образованность. Грамотность и образованность — категории од — нопорядковые в структурном отношении, но отнюдь не тождественные. Их состав однотипен, но отсутствие тождества объясняется очевидными различиями, прежде всего количественного характера, — в объеме, широте и глубине соответствующих знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих характеристик. Образованность — это грамотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума. Образованность предполагает наличие достаточно широкого кругозора по самым различным вопросам жизни человека и общества. Но вместе с тем она предполагает и достаточно определенную избирательность по глубине проникновения и понимания тех или иных вопросов. Именно поэтому профессионально сориентированная образованность должна строиться на широкой общеобразовательной основе. Образованность — категория, характеризующая личностные образовательные приобретения (хотя в принципе можно говорить об общем уровне образованности всего общества). О. же (имеется в виду общее О.) детерминировано не только личностными, но и общественно-государственными потребностями. Профессиональная компетентность. Общее О., как и грамотность, — не самоцель. В условиях естественного разделения труда каждому человеку приходится самоопределяться в выборе той или иной профессии или специальности. Важно учитывать, однако, не только экономическую эффективность разделения труда, но и личностные потребности наиболее полной жизненной самореализации в соответствии со своими способностями и интересами. Ясно, что такая самореализация возможна лишь в ограниченной сфере трудовой деятельности, в к-рой человек должен быть профессионально компетентным. Конечно, человек может проявить свою индивидуальность и реализовать свой образовательный потенциал в нескольких разных сферах, но в этом случае следует говорить уже не столько о профессиональной компетентности, сколько об общей одаренности личности, способной с одинаковым успехом мыслить и действовать в различных областях науки, культуры, искусства и т.д. Категория «профессиональная компетентность» определяется, гл.обр., уровнем собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу. Культура. Профессиональная компетентность в к.-л. сфере деятельности — необходимый компонент приобщения человека к широко понимаемой культуре. Понятие «культура» трактуется по-разному. Но при всех различиях в нюансах наиболее существенными ее атрибутами признаются глубокое, осознанное и уважительное отношение к наследию прошлого, способность к творческому восприятию, пониманию и преобразованию действительности в той или иной сфере деятельности и отношений. Культура (отнюдь не обязательно гуманитарная, художественная, в равной мере это относится и к культуре технической, технологической, экономической, правовой, политической и т.п.)

высшее проявление человеческой образованности и профессиональной компетентности. Именно этот уровень результативности О. должен стать объектом повышенного внимания не только профессиональных культурологов, но и педагогов, к-рые затем путем дедуктивного распространения соответствующих содержательных компонентов культуры могут предложить соответствующие модели профессиональной компетентности, общей образованности и грамотности. Менталитет. Высшая ценность О. и его высшая цель — формирование менталитета личности и социума. Менталитет — квинтэссенция культуры. В нем воплощаются глубинные основания мировосприятия, мировоззрения и поведения человека. Именно менталитет предопределяет конкретные поступки людей, их отношение к различным сторонам общества. Вполне понятно, что результат О. в конечном итоге должен оцениваться не только по непосредственным, наблюдаемым и жестко контролируемым параметрам эффективности педагогической деятельности. В конечном счете важна оценка и по отдельным результатам этой деятельности, на уровне ментальных приоритетов и предпочтений данного конкретного социума, но с учетом динамики общечеловеческих ценностей и идеалов и меняющихся критериев реального материально-духовного прогресса и человека, и общества. Вполне естественно, что в структурной цепочке результативности О. — грамотность — образованность — профессиональная компетентность — культура — менталитет — именно менталитет занимает иерархически высшую ступень, предопределяя содержание всех др. звеньев этой цепочки.

Планетарный, цивилизационный подходы к обсуждению образовательных проблем связаны с глубинными, парадигмальными изменениями в понимании самого смысла и возможностей О. как широкого социального явления, выходящего далеко за рамки традиционных вопросов преподавательской деятельности и педагогической технологии. О., рассматриваемое в качестве важнейшей сферы созидания личности, индивидуального и общественного менталеобразования и культурообразо — вания, конечно же, должно стать объектом дальнейших многоплановых, системных исследований интегративного, междисциплинарного характера.

Рубрики

Партнеры: