Гуманно-личностная педагогика Ш. А. Амонашвили

Академик РАО, известный педагог-ученый и практик Ш.А. Амонашвили разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике.

Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики».

Считая формирование познавательной активности и творческой самостоятельности школьников одной из острейших проблем современной школы, Ш.А. Амонашвили исходит из положения, что активная самостоятельная деятельность уч-ся возможна только при организации процесса обучения, направленного на развитие личности.

 

Концепция гуманной педагогики Амонашвили

Сутью экспериментального обучения Ш.А. Амонашвили является последовательная реализация гуманистического принципа, в основе к-рого – обучение во имя развития личности школьника; укрепление гуманных, нравственных отношений (к людям, природе, труду, окружающей жизни); бережное внимание к внутреннему миру ребенка, его интересам и потребностям, обогащение его душевного и духовного потенциала. Учение – значительная часть жизни ребенка. Поэтому одна из важнейших педагогических задач, по мнению ученого, состоит в том, чтобы эта жизнь была полнокровной, яркой, эмоционально богатой, а само обучение переживалось бы ребенком как процесс познания, приносящий радость.

Целевыми ориентациями технологии Ш.А. Амонашвили являются: становление, развитие и воспитание в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств; развитие и становление познавательных способностей ребенка; обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений; идеал воспитания – самовоспитание. Для реализации этих целей, по мнению автора, учитель младших классов должен обладать рядом качеств, к-рые он хочет взрастить в своих воспитанниках.

Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью: он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души. Он обязательно должен быть широко образованным и творческим человеком, т.к. страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею. Учитель должен быть патриотом и интернационалистом, ибо любовь к Родине может пробудить только любящий свое Отечество. Учитель не должен допустить, чтобы в его общении с ребятами звучали фальшивые, неискренние ноты, грубость, нетерпимость, злость. Педагог, часто повышающий голос и теряющий самообладание, не может научить школьников быть вежливыми и добрыми.

В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей – учитель. Любимый учитель, по выражению Ш.А. Амонашвили, – хрустально-прозрачное, чистое стекло, через которое ученик смотрит на жизнь.

 

Что же дети должны открыть в своем учителе, чтобы полюбить его, поверить ему и последовать за ним?

Во-первых, умение понимать их, всех и каждого. Школьники должны почувствовать, как интересно и радостно общаться с учителем, к-рый всегда придет на помощь, порадуется их успехам, подбодрит в случае неудачи. Понимать детей – это значит, говорила Н.К. Крупская, «влезть в их шкуру», радоваться и переживать вместе с ними, жить их жизнью.

Во-вторых, исключительное великодушие, доброту, отзывчивость, сердечность. Это все не означает вседозволенности: «Делай, что хочешь и как хочешь, все тебе простится!» Нет, скорее, наоборот. Учитель должен быть требовательным, чтобы ребенок в его присутствии стремился сдерживать свою импульсивность, недобрые порывы, эгоистические желания. Однако при этом необходимо, чтобы он на своем опыте почувствовал, как учитель умеет сопереживать, уступать, прощать, помогать.

Доброта и отзывчивость предполагают терпение, выдержку, отношение к неудачам учеников как к естественному явлению в сложном труде учения. Младшие школьники, особенно шестилетки, часто могут ошибаться, затрудняться в понимании задачи, отвлекаться и т.д. На каждом шагу учителю предоставляется повод, чтобы сделать замечание, высказать недовольство, потерять самообладание, обратиться к родителям за помощью.

Однако суть педагогического терпения заключается в том, чтобы доброжелательно и тактично помочь ученику преодолеть затруднения, гуманно разрешить конфликтную ситуацию, поддержать чувство собственного достоинства. Педагогическое терпение – это не примиренчество по отношению к нарушениям порядка, отставанию, незнанию, но оптимистический подход к силам, возможностям ученика, опора на его индивидуальные психологические особенности.

В-третьих, способность радоваться тому, что каждый из детей растет, взрослеет, совершенствуется. Только в этом случае ребенок сможет увидеть свое продвижение, поверить в себя и свои силы. Его уважают, ему верят, к нему прислушиваются, он нужен в коллективе, он интересен учителю, они доверяют друг другу – вся эта гамма благотворных переживаний не должна покидать младшего школьника.

Вся учебно-воспитательная работа с детьми, ее методы, приемы,формы, «пройдя через душу педагога, согретую любовью к детям и наполненную чувством гуманности, становятся утонченными, гибкими, целенаправленными и потому – эффективными», – утверждает Ш.А. Амонашвили. Из этих высказываний определенно видно, что педагогическая и дидактическая система Ш.А. Амонашвили проникнута гуманным отношением к детям, основана на чувстве уважения к ним, взаимной любви учителя и уч-ся.

С этих же позиций он относится к проблеме школьной оценки и отметки, разводя их. Оценка еще не отметка. Оценка это как бы соответствующий комментарий сиюминутного поведения школьника, его учебной работы в данный момент. Оценка выражается в словесной форме, напр.: «Молодец», «Ты хорошо справился с заданием», «Вчера у тебя было сделано лучше, чем сегодня», «Не спеши, еще раз проверь выполненное упражнение, не допустил ли ошибок» и т.п.

Иногда это может быть улыбка, добрый взгляд учителя, выражение удивления и т.п. «оценка». Отметка же – это обобщенная оценка. Она выражена в баллах и выставляется в тетрадях и дневниках школьников, в классном журнале. Затем отметка в журнале как бы отделяется от ее носителя (конкретного ученика) и становится предметом учета, статистики, выяснения процента успеваемости и т.п. Но главная особенность отметки даже не в этом, а в в том, что она приобретает признак нравственной оценки носителя отметки, т.е. того, кто эту отметку получил. Отличник по учебе, значит, это хороший человек, мыслят дети. А если кто-то плохо учится, он и человек плохой и с ним дружить не надо. Это серьезный недостаток школьных отметок, по крайней мере в начальных классах. Поэтому в системе Ш.А. Амонашвили используются оценки ограниченно, ибо отметки – это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки – качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

По Ш.А. Амонашвили, урок – ведущая форма жизни детей (а не только процесса обучения), вбирающая всю, и спонтанную, й организованную, жизнь детей. Урок – солнце, урок – радость, урок – дружба, урок – творчество, урок – труд, урок – игра, урок – встреча, урок – жизнь.

Гуманистическое отношение к ребенку выражается в любом методе, приеме и форме учебно-воспитательной работы.

Ш.А. Амонашвили выступает сторонником формирования у детей доброты, чувства товарищества, дружбы и взаимопомощи как в учебных делах, так и в повседневной жизни.

Свои взгляды он отразил в монографиях и многочисленных статьях: Обучение. Оценка. Отметка. М., 1930; Созидание человека. М., 1982; Здравствуйте, дети! М., 1983; Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984; В школу – с шести лет. М.,1986; Размышление о гуманной педагогике. М., 1996, и др.

Читайте далее:

Оставьте комментарий