Педагогика

ТЕХНОЛОГИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Многие педагогические технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп. По сущностным и инструментально значимым свойствам (напр., целевой ориентации, характеру взаимодействия учителя и ученика, организации обучения) Г.К. Селевеко (1998) выделил следующие классы педагогических технологий.

По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и др. разновидности.

По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии. В настоящее время общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология, может учитывать или делать ставку на к.-л. из них, считать его основным. В принципе не существует таких монотехнологий, к-рые использовали только один фактор, метод, принцип — педагогическая технология всегда комплексна. Однако своим акцентом на ту или иную сторону процесса обучения Т. становится характерной и получает от этого свое название.

По научной концепции усвоения опыта выделяются: ас — социативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальт — технологии, интериоризаторские, развивающие. Можно упомянуть еще малораспространенные технологии ней — ролингвистического программирования и суггестивные.

По ориентации на личностные структуры: информационные (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам — ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий — СУД); эмоцио — нально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений — СЭН); саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности — СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действительно-практической сферы — СДП).

По типу организации познавательной деятельности и управления ею:

1)  классическое лекционное обучение (управление — разомкнутое, рассеянное, ручное);

2)  обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);

3)  система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);

4)  обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное)

5)  самостоятельная работа;

6)  система «малых групп» (циклическое, рассеянное, ручное)

7)  групповые, дифференцированные способы обучения;

8)  компьютерное обучение (циклическое, рассеянное, автоматизированное);

9)  система «репетитор» (циклическое, направленное, ручное)

10)  индивидуальное обучение;

11)  «программное обучение» (циклическое, направленное, автоматизированное), для к-рого имеется заранее составленная программа.

В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из к-рых являются: традиционная классическая классно-урочная система Я.А. Коменского, представляющая собой комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахог — рафия); современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами; групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным уч-ся в качестве репетитора; программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.

Принципиально важной стороной в педагогических технологиях является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.

а)     авторитарные, в к-рых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией жизни, подавлением инициативы и самостоятельности уч-ся, применением требований и принуждением;

б)     высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактикоцентрические технологии, в к-рых также господствуют субъективно-объективные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием и самыми главными факторами личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими;

в)     личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения к.-л. отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

Т.о., личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно — личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

1)  гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение;

2)  технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и уч-ся совместно вырабатывают цели, дают оценки, находясь в состоянии со-трудничества, со-творчества;

3)  технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

Способ, метод, средство обучения определяют название многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-репродуктивные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др.

По категории обучающихся наиболее важными и ори — гинальными являются: массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика; технология продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.); технология компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.); различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика); технология работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

И наконец, названия большого класса современных технологий определяются содержанием тех модернизаций, к-рым в них подвергается существующая традиционная система. По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий:

а)      педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. К ним относятся: педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е.Н. Ильина и др.;

б)     педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности уч-ся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е.И. Пассова и др.;

в)     педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технология дифференцированного обучения (А.С. Границкая, Инге Унт, В.Д. Шариков), перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко), компьютерные (информационные) технологии и др.;

г)      педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева, технология «Диалог культур» B.C. Библера и С.Ю. Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий Н.Ф. Талызиной, М.Б. Воловича и др.;

д)      природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка; обучение по Л.Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори и др.;

е)     альтернативные: вальдорфская педагогика Р. Штей — нера, технологии свободного труда С. Френе, технологии вероятностного образования A.M. Лобка;

ж)      наконец, примерами комплексных политехнологий являются многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных — «Школа самоопределения» А.Н. Тубельского, «Русская школа» И.Ф. Гончарова, «Школа для всех» Е.А. Ямбурга, «Школа-парк» М. Балабана и др.

Для более подробного изучения педагогических технологий читатель может обратиться к книге Г.К. Селе — веко «Современные образовательные технологии»: Учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. В ней содержится также обширная библиография по данной проблеме.

Рубрики

Партнеры: