Педагогика

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (в образовании)

методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации в учебно-воспитательном процессе. В наше время информация имеет такую же стратегическую ценность, как и традиционные материальные и энергетические ресурсы. Современные И.т., позволяющие создавать, хранить, перерабатывать информацию и обеспечивать эффективные способы ее представления потребителю, являются мощным инструментом ускорения прогресса во всех сферах общественного развития. Безусловно, это один из существенных факторов, определяющих конкурентоспособность страны, региона, отрасли и отдельной организации.

Важная роль в процессе создания и использования И.т. принадлежит системе образования, особенно высшей школе как основному источнику квалифицированных, высокоинтеллектуальных кадров и мощной базе фундаментальных и прикладных научных исследований. Специфика системы образования состоит в том, что она является, с одной стороны, потребителем, а с другой — активным производителем И.т. При этом технологии, рожденные в системе образования, используются и далеко за ее пределами. Это позволяет говорить о возможности практической реализации концепции перехода от информатизации образования к информатизации общества.

Говоря об И.т., в одних случаях подразумевают определенное научное направление, в других — конкретный способ работы с информацией. Как видим, существует двоякая трактовка понятия «И.т.»: как способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте и как совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами. В каком-то смысле все педагогические технологии (понимаемые как способы) являются информационными, т.к. учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между педагогом и обучаемым. Но в современном понимании И.т. обучения (ИнТО) — это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио — и видеосредства, компьютеры, телекоммукационные сети) для работы с информацией. И суть информатизации образования состоит в создании как для педагогов, так и для уч-ся благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации.

Понятие «компьютерная технология обучения» (КТО), с учетом широких возможностей современных вычислительных средств и компьютерных сетей, часто используется в том же смысле, что и ИнТО. В то же время применение термина «И.т.» встречает возражения. Они связаны с тем, что И.т. могут использовать компьютер как одно из возможных средств. Кроме того, понимание роли компьютера как вычислительной машины стало уже анахронизмом. Поэтому сам термин «компьютерная (буквально — вычислительная) технология» воспринимается как неудачный, а вот вести речь о компьютерных средствах обучения, компьютерных программах вполне правомерно.

Общая характеристика И.т. обучения.

Систематические исследования в области применения И.т. в образовании ведутся более сорока лет. Система образования всегда была очень отзывчива к внедрению в учебный процесс И.т., базирующихся на программных продуктах самого широкого назначения. В учебных заведениях успешно применяются различные программные комплексы — как относительно доступные (текстовые и графические редакторы, средства для работы с таблицами и подготовки компьютерных репрезентаций), так и сложные, подчас узкоспециализированные (системы программирования, системы управления базами данных, пакеты символьной математики и статистической обработки данных). В то же время эти программные средства никогда не обеспечивали всех потребностей педагогов. Начиная с 60-х гг. прошлого столетия в научных центрах и учебных заведениях США, Канады, Западной Европы, Австралии, Японии, России (ранее — СССР) и ряда др. стран было разработано именно для нужд образования большое количество специализированных компьютерных систем, ориентированных на различные типы вычислительной техники.

Разработка полноценных программных продуктов учебного назначения — весьма дорогостоящее дело. Ведь для этого необходима совместная работа высококвалифицированных специалистов: психологов, преподавателей-предметников, компьютерных дизайнеров, программистов. Многие крупные зарубежные фирмы и ряд отечественных производителей программной продукции финансируют проекты создания компьютерных учебных систем в учебных заведениях и ведут собственные разработки в этой области. Создание собственно учебных компьютерных средств развивалось на основе идеи программированного обучения. И в настоящее время во мн.огих учебных заведениях разрабатываются и используются как отдельные программные продукты учебного назначения, так и автоматизированные обучающие системы (АОС) по различным учебным дисциплинам. АОС включает в себя комплекс учебно-методических материалов (демонстрационных, теоретических, практических, контролирующих) и компьютерные программы, которые управляют процессом обучения. Для школы особый интерес представляют комплексы программных продуктов, поддерживающих обучение информатике. Одним из результатов изучения уч-ся курса информатики является возможность систематического использования И.т. при освоении и др. учебных предметов.

Программные продукты учебного назначения могут представлять собой электронные варианты следующих учебно-методических материалов: компьютерные презентации иллюстрированного характера; электронные словари-справочники и учебники; лабораторные практикумы с возможностью моделирования реальных процессов; программы-тренажеры; тестовые системы.

АОС обычно базируется на инструментальной среде — комплексе компьютерных программ, предоставляющих пользователям, не владеющим языками программирования, следующие возможности:

—  педагог вводит разностороннюю информацию (теоретический и демонстрационный материал, практические задания, вопросы для тестового контроля) в базу данных и формирует сценарии для проведения занятия;

—  ученик в соответствии со сценарием (выбранным им самим или назначенным педагогом) работает с учебно-методическими материалами, предлагаемыми программой;

—  автоматизированный контроль усвоения знаний обеспечивает необходимую обратную связь, позволяя выбирать самому ученику (по результатам самоконтроля) или назначать автоматически последовательность и темп изучения учебного материала;

—  работа ученика протоколируется, информация (итоги тестирования, изученные темы) заносится в базу данных;

—  педагогу и ученику предоставляется информация о результатах работы отдельных обучаемых или определенных групп, в т.ч. и в динамике.

В качестве наиболее известных примеров АОС, базирующихся на принципах программированного обучения, можно назвать зарубежную систему Plato и отечественную АОС ВУЗ. В настоящее время в системе образования накоплено несколько тысяч компьютерных программ учебного назначения, разработанных в учебных заведениях России и Беларуси.

Возрастание возможностей компьютеров стимулировало развитие нового направления в компьютеризации обучения — создание интеллектуальных обучающих систем (ИОС). Этот подход базируется на работах в области искусственного интеллекта, в частности теории экспертных систем — сложных программ, манипулирующих специальными, экспертными знаниями в узких, предметных областях. Как и настоящий человек-эксперт, эти системы решают задачи, используя логику и эмпирические правила, умеют выполнять свои задания. В итоге, соединяя мощные компьютеры с богатством человеческого опыта, экспертные системы повышают ценность экспертных знаний, делая их широко применяемыми. ИОС представляет качественно новую технологию, основу которой составляют следующие особенности:

—  моделирование процесса обучения;

—  использование динамически развивающейся базы знаний ИОС, содержащей наряду с традиционным представлением информации (аналогично АОС), экспертные знания из предметной и психолого-педагогической областей;

—  автоматический подбор рациональной стратегии обучения для каждого обучаемого;

—  автоматический учет в работе ИОС новой информации, поступающей в базу знаний, т.е. саморегулирование системы.

Работы в области создания ИОС пока носят единичный характер и на уровень массовой технологии еще не вышли. В 80-90-х гг. XX в. произошел своего рода скачок в информатизации, связанный с массовым производством относительно недорогих и в то же время обладающих прекрасными техническими характеристиками персональных компьютеров. В сфере обучения, особенно с появлением операционной системы Windows, открылись новые возможности. Прежде всего это доступность диалогового общения в т.н. интерактивных программах. Кроме того, стало осуществимым широкое использование графики (рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание. Учебные программные продукты, использующие графику, способствуют развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление и др.

Дальнейшее развитие компьютерных технологий в последнее десятилетие предоставило очень перспективные для образовательных целей технические и программные новинки. В первую очередь, это устройства для работы с компакт-дисками — CD-ROM (устройство для чтения с компакт-диска) и CD-RW (устройство для чтения и записи на компакт-диск), позволяющие сосредоточить большие объемы информации (сотни мегабайт) на небольшом и недорогом носителе. Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий — мультимедиа, систем виртуальной реальности и т.д. Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа (многокомпонентная среда), которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Но необходимо учесть, что уровень и качество работы с соответствующими программными продуктами зависят от выполнения весьма высоких требований к быстродействию и объему памяти компьютера, звуковым характеристикам и наличию дополнительного оборудования, в частности CD-ROM. Мультимедиа-программы — это наукоемкий и весьма дорогостоящий продукт, т.к. для их разработки необходимо соединить усилия не только специалистов в предметной области, педагогов, психологов и программистов, но и художников, звукооператоров, сценаристов, монтажеров и др. профессионалов.

Виртуальная реальность (возможная реальность) — это новая технология неконтактного информационного взаимодействия, реализующая с помощью мультимедиа среды иллюзию непосредственного присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном «экранном мире». В таких системах непрерывно создается иллюзия местонахождения пользователя среди объектов виртуального мира. Вместо обычного дисплея используются очки-телемониторы, в которых показываются непрерывно изменяющиеся картины событий виртуального мира. Управление осуществляется с помощью реализованного в виде «информационной перчатки» специального устройства, определяющего направление перемещения пользователя относительно объектов виртуального мира. Кроме этого, имеется устройство создания и передачи звуковых сигналов. В учебных целях технология виртуальной реальности была впервые применена еще в 60-х гт. прошлого столетия, когда с помощью специальных тренажеров пилоты осваивали способы управления самолетом. С 80-х гг. XX в. в США стали создаваться принципиально новые системы диалогового управления машинно-генерируемыми образами, прежде всего для решения задач подготовки военного персонала. В настоящее время эта технология применяется также в психологии, индустрии развлечений и др.

Новые возможности информатизации образования открыла в 90-е гг. прошлого столетия гипертекстовая технология. Гипертекст (сверхтекс), или гипертекстовая система, — это совокупность разнообразной информации, которая может располагаться не только в разных файлах, но и на разных компьютерах. Основная черта гипертекста — возможность переходов по т. н. гиперссылкам, к — рые представлены в виде либо специально оформленного текста, либо определенного графического изображения. Одновременно на экране компьютера может быть несколько гиперссылок, и каждая из них определяет свой маршрут «путешествия».

В гипертекстовой системе со стандартными возможностями пользователь выбирает с помощью манипулятора «мышь» одну из видимых гиперссылок и перемещается по сети узлов, содержимое которых отображается на экране компьютера. Наряду с графикой и текстом узлы могут содержать мультимедиа-информацию, включая звук, видео, анимацию. В этом случае для таких систем используется термин «гипермедиа». Современную гипертекстовую обучающую систему отличает удобная среда обучения, в которой легко находить нужную информацию, возвращаться к уже пройденному материалу и т.п. При проектировании гипертекстовой системы можно заложить гиперссылки, опираясь на способности человеческого мышления к связыванию информации и соответствующему ассоциативному доступу к ней. В этом плане актуальным становится внедрение в учебный процесс гипертекстовых курсов, подготовленных как в рамках традиционной технологии HTML, так и с использованием специальных программных средств, дополняющих возможности стандартного гипертекста.

Технология HTML основана на создании гипертекста с помощью специального языка HTML (гипертекстового языка разметки). Для просмотра гипертекста и поиска информации в начале 90-х гг. XX в. были разработаны специальные программы, называемые браузерами (средством для просмотра). Браузеры позволяют просматривать гипертекст почти на любом компьютере, независимо от используемой операционной системы (DOS, Windows, UNIX и др.)

В последние годы были разработаны и получили определенную популярность различные программные комплексы, которые расширяют возможности, предоставляемые технологией HTML, и позволяют привлечь педагогов непосредственно к созданию гипертекстовых учебных средств. Помимо программ из весьма популярного пакета Microsoft Office, с помощью которых легко трансформировать разнообразные документы в гипертекстовые, имеются средства, специально предназначенные для учебных целей. Это система HyperCard, позволяющая создавать учебные приложения с использованием средств мультимедиа и легко сохранять в базе данных карты с разнородной (текстовой, графической, звуковой) информацией.

В системе SuperBook реализован набор изощренных возможностей для структурирования, просмотра и поиска текста, в которых, в отличие от традиционного поиска по ключу или синониму, делается попытка использовать полную структуру текста. В России система SuperBook (под названием СуперКниг) свободно распространяется для нужд систем образования.

АОС, построенная на основе гипертекстовой технологии, может обеспечить лучшую обучаемость не только благодаря наглядности представляемой информации. Использование динамического, т.е. изменяющегося, гипертекста позволяет провести диагностику обучаемого, а затем автоматически выбрать один из возможных уровней изучения одной и той же темы. Гипертекстовые обучающие системы представляют информацию так* что и сам обучаемый, следуя графическим или текстовым ссылкам, может использовать различные схемы работы с материалом. Все это создает условия для реализации в таких курсах дифференцированного подхода к обучению. Распространение гипертекстовой технологии в определенной мере послужило своеобразным толчком к созданию и широкому тиражированию на компакт-дисках разнообразных электронных изданий: учебников, справочников, словарей, энциклопедий (школьная серия 1С: «Репетитор», энциклопедические и учебные издания фирмы «Кирилл и Мефодий» и др.). Использование в электронных изданиях различных И.т. (ИОС, мультимедиа, гипертекст) дает весомые дидактические преимущества электронной книге по сравнению с традиционной:

—  в технологии мультимедиа создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации, что особенно привлекательно для школьников;

—  осуществляется интеграция значительных объемов информации на едином носителе;

—  гипертекстовая технология благодаря применению гиперссылок упрощает навигацию и предоставляет возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала;

—  технология ИОС на основе моделирования процесса обучения позволяет дополнять учебник тестами, отслеживать и направлять траекторию изучения материала, осуществляя, т.о., обратную связь.

Новый импульс информатизации образования дает развитие информационных телекоммуникационных сетей. Глобальная сеть Интернет обеспечивает доступ к гигантским объемам информации, хранящейся в различных уголках нашей планеты. Многие эксперты рассматривают технологию Интернет как революционный прорыв, превосходящий по своей значимости появление персонального компьютера.

К числу базовых обычно относят следующие технологии Интернет: WWW (Всемирная паутина)-технология работы в сети с гипертекстами; FTP (протокол передачи файлов) — технология передачи по сети файлов произвольного формата; IRC (поочередной разговор в сети) — технология ведения переговоров в реальном масштабе времени, дающая возможность разговаривать с др. людьми по сети в режиме прямого диалога; E-mail, электронная почта, — целая серия услуг: 1) отправка и прием электронных писем, которые доставляются абонентам электронной почтой в любую точку земного шара в течение нескольких часов; 2) информационное обслуживание по пересылке абонентам сети обзоров, сводок и иных справочных материалов от различных фирм и организаций; телеконференции — технология получения и отсылки материалов дискуссий, в которых могут принимать участие люди, разделенные большими расстояниями.

Специфика технологий Интернет заключается в том, что он предоставляет громадные возможности выбора источников информации: базовая информация на серверах сети; оперативная информация, пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров, музеев; информация о гибких дисках, компакт-дисках, видео — и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Интернет-магазины.

Средства телекоммуникации, включающие электронную почту, глобальную, региональные, локальные сети связи и обмена данными, могут предоставить в целях обучения широчайшие возможности:

—  оперативную передачу на разные расстояния информации любого объема и вида;

—  интерактивность и оперативную обратную связь;

—  доступ к различным источникам информации;

—  организацию совместных телекоммуникационных проектов;

—  запрос информации по любому интересующему вопросу через систему электронных конференций.

В последние годы в разных странах обратили внимание на возможности использования компьютерных те-, лекоммукационных технологий для организации обучения. Компьютерные телекоммуникации обеспечивают эффективную обратную связь, которая предусматривает как организацию учебного материала, так и общение (через электронную почту, телеконференцию) с преподавателем, ведущим определенный курс. Такое обучение на расстоянии получило название дистанционного обучения. Дистанционное обучение, как правило, связывается с некоторой учебной инфраструктурой. Это могут быть методические центры, разрабатывающие и распространяющие соответствующие учебные материалы, студия учебного телевидения, специализированные узлы компьютерной сети. Дистанционное образование позволяет решать задачи обучения и повышения квалификации людей, находящихся вдали от учебных, научных и технических центров, и получает все более широкое распространение, поскольку способствует удовлетворению образовательных потребностей общества.

Основные цели и направления применения И.т. обучения:

1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, включающая (кроме передачи информации и заложенных в ней знаний):

—  развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером;

—  развитие творческого.мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

—  развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов;

—  формирование умений принятия оптимальных решений в сложной ситуации (в ходе компьютерных деловых игр и работы с программами-тренажерами);

—  развитие навыков исследовательской деятельности при работе с моделирующими программами и ИОС);

-формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании текстовых, графических и табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных).

2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

—  подготовка специалистов в области И.т.;

—  подготовка обучаемых средствами педагогических и И.т. к самостоятельной познавательной деятельности.

3.  Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса:

—  повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации возможностей ИнТО;

—  выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности (возможно использование большинства вышеперечисленных технологий — в зависимости от типа личности обучаемого);

—  углубление межпредметных связей.

Сформулированные выше педагогические цели позволяют определить основные направления внедрения ИнТО:

* — технология, совершенствующая процесс обучения, повышающая его качество и эффективность благодаря дополнительным возможностям познания окружающей действительности и самопознания, развития личности обучаемого;

—  технология управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями, системой учебных заведений;

-технология управляемого мониторинга (контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики);

—  коммуникационная технология, обеспечивающая распространение научно-методического опыта;

—  технология организации интеллектуального досуга, развивающих игр.

Сущность компьютера — в его универсальности, в способности к имитации. Его многоликость и многофункциональность — залог того, что он может удовлетворить множество потребностей. Но при всех своих возможностях компьютер остается средством повышения эффективности человеческой деятельности. Как информационное средство он предназначен для информационного обслуживания потребностей человека. В том, как сделать это обслуживание наиболее продуктивным именно для учебно-педагогического процесса, и состоит главный вопрос всей многоплановой проблемы совершенствования образования на базе ИнТО. Успешное его решение будет способствовать повышению качества и степени доступности образования всех уровней — от школы до систем подготовки и переквалификации специалистов, интеграции национальной системы образования в научную, производственную, социально-общественную и культурную информационную инфрастуктуру мирового сообщества (В.И. Загвязинский, 2001).

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте