Педагогика

ЦЕННОСТНОЕ ВОСПИТАНИЕ

направление в педагогической теории и практике США, Канады и стран Западной Европы. Возникло в США в 60-70 гг. XX. в. в связи с распространением явлений контркультуры среди молодежи и интеллигенции, выступавших против ценностей массовой культуры. Основная цель Ц.в. — не прямая передача воспитанникам общечеловеческого ценностного опыта, а формирование у молодежи способности к выбору нравственных ценностей, создание нравственных критериев, основанных на гуманистических идеалах. В качестве методологии Ц.в. рассматриваются прагматизм Дж. Дьюи; новый экзистенциализм М. Бубера; гуманистическая психология (К. Роджерса, А.Г. Маслоу); когнитивная концепция морального развития JI. Колберга (США); эпигенетическая модель личности Э.Х. Эриксона и др.

Теория Ц.в. объединила ряд самостоятельных концепций: «ценностное внушение», «разъяснение ценностей», «ценностный анализ», «ценностная рефлексия», «ценностное действие» и др. При различной трактовке природы ценностей авторов этих концепций объединяет общая воспитательная цель: «Помочь людям жить в соответствии с ценностями» (К. Бек).

Рубрики

Партнеры: