Педагогика

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношении, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Выбор М.в. зависит от цели воспитания; ведущего типа деятельности; содержания и закономерностей воспитания; конкретных задач и условий их решения; возрастных, индивидуальных и половых особенностей воспитанников; воспитанности (воспитуемости), мотивации поведения; условиями, определяющими успешное применение М.в., выступают индивидуальные особенности воспитателя как личности, уровень его профессиональной компетентности. Выделяют следующие группы М.в.

Метод контроля и самоконтроля — пути получения информации об эффективности воспитательных воздействий. К ним относятся: педагогическое наблюдение, беседа, педагогический консилиум, опросы, анализ результатов деятельности воспитанников, создание контрольных ситуаций, психодиагностика, тренинги.

Метод организации деятельности и опыта поведения — пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации. Осуществляются посредством поручений, упражнений, создания воспитывающей ситуации, КТД (коллективное творческое дело).

Метод самовоспитания — методы, направленные на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития. К данной группе методов относятся: самонаблюдение, самоанализ, самоприказ, самоотчет, самоодобрение (поощрение), самоосуждение (наказание). К самовоспитанию воспитатель ведет воспитанника путем осознания собственных действий через внешнюю оценку, затем — через формируемую самооценку и потребность ей соответствовать и далее — через деятельность по самовоспитанию и самоусовершенствованию.

Метод стимулирования деятельности и поведения — пути побуждения воспитанников к улучшению своего поведения, развитию у них положительной мотивации поведения. К данной группе методов относятся следующие.

«Взрыв» — метод воспитания, сущность к-рого заключается в том, что конфликт с воспитанником доводится до последнего предела, когда единственной возможностью разрядить ситуацию является к.-л. резкая и неожиданная мера, способная «взорвать», преодолеть ложную позицию воспитанника. Успешное применение этого способа, введенного А.С. Макаренко, возможно при безоговорочной поддержке коллектива, высоком мастерстве педагога и крайней осторожности, чтобы не причинить вреда воспитаннику.

Метод естественных последствий — метод воспитания, заключающийся в том, что воспитаннику предлагается ликвидировать последствия проступка, причем предъявляемые требования для обеих сторон являются вполне очевидными и справедливыми (насорил — убери, сломал — почини и т.п.).

Наказание — торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождения чувства вины и раскаяния.

Поощрение — стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания усилий и стараний личности.

Принуждение — педагогическое воздействие, основанное на активном проявлении воли воспитателя в отношении воспитанников, не обладающих достаточной сознательностью и игнорирующих нормы общественного поведения. К видам принуждения относятся составление характеристики школьника, в к-рой преувеличиваются негативные черты уч-ся и последствия его деятельности; запреты на желательные для воспитанника действия и поступки; побуждение к нежелаемому школьником поведению.

Требование — педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности. Реализуются в личных отношениях педагогов и детей. Требование бывает непосредственным — прямым (приказ, запрет, указание) и косвенным (совет, просьба, намек, условие)

и опосредованным, выраженным через актив (инициативную группу) и общественное мнение.

Метод формирования сознания — методы воспитания, направленные на формирование нравственно правильных понятий, оценок, суждений, мировоззрения. Внутри данной группы М.в. выделяют следующие.

Анализ воспитывающих ситуаций — способ показа и анализа путей преодоления моральных противоречий, возникающих в тех или иных ситуациях и конфликтах, или создания самой ситуации, в к-рую включается и воспитанник и ему необходимо реально сделать нравственный выбор и совершить соответствующие поступки.

Беседа-вопросно-ответный способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализу поступков и выработке нравственных оценок.

Дискуссия — коллективное обсуждение к.-л. проблемы или круга вопросов с целью нахождения правильного ответа. В педагогическом процессе выступает одним из методов т.н. активного обучения. Тема дискуссии объявляется заранее. Обучаемым следует изучить соответствующую литературу, получить необходимую информацию. В ходе дискуссии каждый имеет право высказать свою т.зр. Дискуссии формируют умение рассуждать, доказывать, формулировать проблему и т.п.

Диспут-спор, путь мобилизации активности воспитанников для выработки правильных суждений и установок; способ обучения борьбе против ошибочных представлений и понятий, умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них др. людей.

Конференция — коллективное обсуждение книг, спектаклей, фильмов с целью выделения нравственных норм, декларированных в произведении, и формирования определенного к ним отношения.

Лекция — последовательное изложение системы нравственных идей и их доказательства и иллюстрирования.

Пример — метод формирования сознания человека, заключающийся в том, чтобы на конкретных убедительных образцах проиллюстрировать личностный идеал и предъявить образец готовой программы поведения и деятельности. Построен на склонности детей к подражанию.

Рассказ — небольшое по объему связное изложение в повествовательной или описательной форме событий, содержащих иллюстрацию или анализ тех или иных нравственных понятий и оценок.

Рубрики

Партнеры: