АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

(философия в Англии и шире — на Британских островах) имеет глубокие традиции и национальные особенности. Нек-рые специфические черты А. ф. связаны с более ранним по сравнению с др. западноевропейскими странами развитием капиталистических отношений. Для А. ф. на протяжении истории ее развития в целом были характерны преобладание эмпирической и сенсуалистической тенденций, ин- дуктивизм и аналитичность, опора на данные естествознания. Большое внимание традиционно уделяется филос. и логическим проблемам языка. Развитие А. ф. тесно связано с историей важнейших университетских центров на Британских островах. В отличие от «континентальных» западноевропейских философов англ. философам в основном не было свойственно построение всеохватывающих и универсальных систем. При общем преобладании эмпирической традиции здесь всегда существовала, хотя и менее заметная, тенденция идеалистического рационализма, к-рая в нек-рые исторические периоды даже выходила на первый план. В период раннего средневековья знание античного филос. наследия на Британских островах сохранялось лишь в отдельных монастырях. При этом свои познания философы могли реализовать, как правило, только за рубежом. Деятельность ирландца Иоанна Скота Эриугены (9 в.) большей частью протекала во Франции, где он переводил с древнегреч. языка на лат. богословские соч. Эриу – гена давал аллегорическое истолкование Библии, считая, что вера и разум не могут противоречить друг другу. В его учении о бытии встречается пантеистическое отождествление Бога и мира. В то же время в вопросе о познаваемости Бога Эриугена склонялся к позиции апофатической теологии. Признавая примат общего над единичным, он, по существу, явился одним из зачинателей всего реализма средневекового. Если Эриугена преимущественно опирался на. Платона и неоплатоников, то Аделяр Батский (кон. 11 — 1-я пол. 12 в.) уже пытался объединить нек-рые взгляды Платона и Аристотеля. В целом же средневековой А. ф. еще не были присущи к.-л. специфические национальные черты. До нач. 13 в. философы здесь в большинстве своем пытались сочетать отдельные идеи Аристотеля со взглядами Августина. Прогресс торговли и производства в 13 в. вызвал значительные изменения в культурной жизни, одним из самых ярких проявлений к-рых стало возникновение унтов. Старейший англ. ун-т в Оксфорде (первые колледжи к-рого возникают в сер. 13 в.) осуществлял лат. переводы древнегреч. авторов, придавая особое значение естественно-научным и натурфилос. соч. Р. Гроссетест, канцлер ун-та, проводил опыты по преломлению света, предпосылая им филос. разработку «метафизики света». Его ориентацию на опытное исследование природы продолжил др. оксфордский ученый — Р. Бэкон, к-рого особенно интересовало практическое применение знания. Он одним из первых в Зап. Европе начал критиковать схоластизированный аристотелизм Фомы Аквинс – кого. Позднее уже мн. англ. философы выступают против канонизированного римско-католической церковью томизма. Родившийся в Шотландии Иоанн Дуне Скот (2-я пол. 13 в.) призывал к разграничению сферы откровения и сферы разума по предмету. Опираясь на концепцию абсолютного божественного волюнтаризма, философ объяснял способность материи порождать сознание. Волюнтаризм Дунса Скота был связан с его иррациона – листическим истолкованием предмета теологии, что в тех условиях объективно способствовало ее отделению от филос. и научного знания. Более двух с половиной веков скотизм оставался одним из ведущих схоластических учений не только в англ., но и во мн. западноевропейских ун-тах, где он соперничал с томизмом. Ученик Дунса Скота — У. Оккам (1-я пол. 14 в.) считал, что философия вообще не способна доказывать к.-л. догматы христианства. Крайний номинализм Оккама имел определенную материалистическую направленность и был связан с его естественно-научными интересами; он являлся противником «умножения сущностей» (т. наз. Бритва Оккама). Политические произведения Оккама были направлены против папизма и обосновывали независимость светской власти, отражая характерную политическую ситуацию в Англии. Среди социально-политических теорий особое место занимало учение англ. гуманиста и крупного политического деятеля 1-й пол. 16 в. Т. Мора. Его идеи оказали влияние на последующее развитие традиции утопического социализма как в самой Англии, так и во всей Европе. Мор был связан с кружком англ. гуманистов (во главе с Д. Колетом), в к-ром закладывались принципы гуманистической системы школьного образования, построенного на изучении античной и раннехристианской литературы. В этот период англ. гуманисты устанавливают тесные связи с др. деятелями «северного гуманизма». Вместе с тем Мор резко выступил против Лютера и англ. сторонников Реформации. Все же реформационные идеи в Англии приобретали все большее распространение, чему в немалой степени способствовало усиление абсолютизма, придавшего реформа – ционному движению умеренный и контролируемый характер. Довольно кратковременная в Англии эпоха Возрождения (в осн. 16-й в.) завершилась лишь в нач. 17 в., т. е. позднее, чем в нек-рых странах Зап. Европы (она частично совпадает с периодом Реформации в Англии). Это было время подъема во всех сферах жизни, яркими выразителями к-рого стали крупнейшие философы, ученые (У. Гильберт, У. Гарвей) и такие литераторы, как У. Шекспир, К. Марло, Б. Джонсон и др. Многие из философов и социальных мыслителей уже не имели тесных связей с ун-тами, в к-рых, несмотря на светскую ориентацию, по-прежнему господствовали несколько модифицированная схоластика и лат. язык. Особая роль в англ. Возрождении принадлежит Ф. Бэкону, учение к-рого вместе с тем знаменует начало всей западноевропейской философии нового времени. Его грандиозный проект «великого восстановления наук» отражал поступательный характер развития капиталистических отношений в стране, усиливающуюся практическую направленность науки. В дальнейшем ведущие англ. представители классической науки подчеркивали свою верность бэконовскому индуктивному методу. Его классификация наук еще в 18 в. оставалась образцом для создателей фр. «Энциклопедии». Идея государственной организации науки, представленная в технократической утопии Ф. Бэкона «Новая Атлантида», подготавливала возникновение в 1662 национальной академии наук Королевского общества. Т. Гоббс явился создателем последовательного механистического материализма, свободного от ренессансных черт. Его концепция естественных и искусственных тел была подготовлена успехами механико-математическо – го естествознания 17 в. Один из предшественников семиотики, Гоббс с номиналистической позиции развивал понимание языка как знаковой системы. Со строгостью геометра он стремился определить в своей социальной философии такие понятия, как «естественное состояние», «естественное право», «естественный закон», «общественный договор». Он считал, что только в гос-ве может быть обуздана эгоистическая природа человека и реализовано право каждого на сохранение своей жизни. Формулируя требование твердой абсолютной власти, Гоббс подчиняет ей и религию. В дальнейшем в Англии атеистов стали называть «гоббистами». Еще дальше пошел Д. Мильтон, настаивавший на полном отделении религии от гос-ва. Социально – филос. трактаты великого англ. поэта доказывали необходимость веротерпимости и свободы человека, обличали королевскую власть с позиции республиканства. Прогрессивные социально-политические учения 17 в. подвергались нападкам со стороны монархистов и воинствующих клерикалов. Однако наиболее сильную и организованную оппозицию гоббсовскому материализму составила группа неоплатоников из Кембриджского ун-та. Англ. материалистическая традиция в 17 в. получает новый стимул от достижений естественных наук. Корпускулярная теория химика Р. Бойля, воспринявшего принципы бэконовского подхода, наносила удар по схоластическому учению о «скрытых качествах» и послужила одним из осн. естественно-научных источников последующих разновидностей англ. филос. материализма. Еще большее значение имели выдающиеся открытия И. Ньютона в области астрономии, механики, оптики и математики. В его работах была обрисована классическая научная картина мира, к-рая на мн. десятилетия определила направление и характер развития мировой науки. Д. Локк углубил материалистический сенсуализм и эмпиризм в полемике с идеалистическим рационализмом. Центральное значение он придал концепции первичных и вторичных качеств, к-рая в философии нового времени была, в частности, формой постановки и решения проблемы сущности и явления, соотношения рационального и чувственного знания. Трактовка Локком предмета философии как прежде всего эмпирической теории познания, особое внимание к точности применяемых в философии терминов все это стало характерным для последующей англ. филос. традиции. Философия Локка, по существу, открывает период англ. Просвещения, подготавливает широкое деистическое движение. Непосредственным зачинателем англ. деизма, однако, считается лорд Герберт из Чербери, к-рый еще в нач. 17 в. доказывал, что всем людям изначально присущи нек-рые «общие понятия» морали, науки и «религии разума», определяющие весь человеческий опыт. Развивая локковский материализм, а также представление Спинозы о субстанции, Д. То – ланд разработал учение о неразрывной связи материи и движения. Англ. деизм в целом опирался на картину мира, созданную Ньютоном, к-рая описывала объективные механические закономерности в природе и лишь в вопросе об источнике движения допускала божественный первотолчок, что соответствовало деистическому замыслу максимально ограничить функции Бога. Э. Шефтсбери прославлял гармоничность и согласованность явлений природы. Утверждая наличие у человека врожденного стремления к добру и гармонии, он положил начало англ. этической школе «морального чувства». Взгляды Шефтсбери систематизировал Ф. Хатчесон. Б. Мандевиль устанавливает связь порока и зла с предпринимательской инициативой в буржуазном об-ве. Его парадоксальное по форме учение оказалось реалистичнее космического оптимизма Шефтсбери и мн. др. моралистов. Идеалистическая, в т. ч. теологическая, реакция на материализм и деизм приняла в Великобритании различные формы. Особую ее разновидность составляет имматериалистическое учение Д. Беркли, предпринявшего попытку нового обоснования религии. Он построил систему субъективного идеализма, основанную на принципе «быть — значит быть воспринимаемым» и номиналистической критике абстрактных понятий. Симптоматично, что в его поздних работах усиливаются объективно-идеалистические мотивы, навеянные неоплатонической мистикой. Беркли был одним из немногих в 18 в. авторов, кто выступил против теории бесконечно малых величин и механики Ньютона; его кон- венционалистская трактовка науки предвосхищает совр. позитивизм. Дальнейшая эволюция идеалистического сенсуализма и номинализма связана со скептической философией Д. Юма. В отличие от Беркли Юм направляет критические аргументы не только против понятия материальной субстанции, но и против понятия духовной субстанции. Придавая своей философии агностическую форму, он объявляет проблематичным само воздействие на нас вещей внешнего мира, вызывающих «восприятия». Юм стал рассматривать причинные связи как устойчивые психологические ассоциации в сознании субъекта. В этической теории Юм подчеркнул отличие сущего от должного (эта позиция воспроизводится в совр. англ. метаэтике). Вместе с тем у него, как и у А. Смита, важную роль играет аффект «симпатии», с помощью к-рого в этику вводится социальный фактор. Осн. влияние идеи Юма имели не в свою эпоху, а позднее, когда они стали одним из источников позитивистской и аналитической традиции в А. ф. Юмизм, а также вся традиция брит, эмпиризма 17—18 вв. была подвергнута своеобразной критике со стороны представителей шотландской школы «здравого смысла».

Глава школы Т. Рид отстаивал учение о «непосредственном восприятии» как акте целостного постижения вещей внешнего мира. Рид и его последователи, по существу, придерживались нативистской т. зр., считая, что людям изначально присущи нек- рые принципы «здравого смысла», в числе к-рых, в частности, оказывалось суждение о существовании внешнего мира, равно как и суждение о существовании Бога. В кон. 18 — нач. 19 в. философия «здравого смысла» играла существенную роль в университетском образовании, в особенности в шотландских ун-тах (в Глазго, Абердине, Эдинбурге), к-рые в этот исторический период являлись ведущими центрами образования на Британских островах и превосходили англ. ун-ты Оксфорда и Кембриджа, где все еще сохранялись средневековые формы обучения. С сер. 19 в. влияние философии «здравого смысла» резко падает, она уступает ведущую роль раннему позитивизму. Усилиями И. Бентама утилитаризм превращается в нач. 19 в. в особую идеологическую доктрину, а впоследствии и в либеральное политическое течение реформистского толка. Положив в основу эмпирист – скую методологию и «принцип полезности», Бен – там и его многочисленные сторонники доказывали, что стремление к личной выгоде способствует общей пользе всех. В своей этике утилитаристы попытались дать количественное описание «баланса» страданий и удовольствий, являющихся, по их мнению, осн. источником человеческого поведения. Ближайший сторонник Бентама Дж. Милль в своих трудах давал психологическое обоснование гл. утилитаристского принципа. Работы Д. Герше – ля и У. Уэвелла, крупных историков и методологов науки нач. 19 в., придерживавшихся индукти – вистского направления, подготовили концепцию индуктивной логики Д. С. Милля, сына Дж. Милля. Философию младший Милль развивал в позитивистском духе, положив начало новому направлению в А. ф. Он был типичным представителем «психологизма» в обосновании логико-математи – ческого знания; ему принадлежит феноменалисти – ческое определение материи как «постоянной возможности ощущений». Многочисленные эссе Д. С. Милля по вопросам гос-ва, избирательного права, политической экономии, религии и морали закладывали теоретическую основу для идеологии и практики либерализма викторианской эпохи. Одним из поворотных пунктов в развитии научного и филос. знания в 19 в. стала публикация книги Ч. Дарвина «Происхождение видов» (1859), имевшей огромное мировоззренческое значение и влияние. Позитивистский вариант эволюционизма был выдвинут Г. Спенсером, к-рый видел в философии дисциплину, обобщающую данные конкретных наук. Свой механистический «закон эволюции», а также нек-рые принципы дарвиновского биологического учения Спенсер переносил на человеческое об-во, став тем самым одним из создателей со- циал-дарвинизма. Альтернативу утилитаризму, а впоследствии и позитивизму составили в 19 в. филос. идеи и мировоззрение представителей англ. романтизма, в творчестве к-рых проявилось влияние нем. классического идеализма. Англ. романтики в целом подготовили поворот во 2-й пол. 19 в. от традиции эмпиризма и сенсуализма к созданию систем в духе спекулятивного идеализма (этот поворот был реакцией как на позитивизм, так и на естественно-научный материализм). Среди британских философов велась острая дискуссия по поводу отношения к учениям «континентальных» философов. Оксфордский проф. Т. X. Грин предпослал изложению своей объективно-идеалистической концепции развернутую критику всей традиции британского эмпиризма, к-рой противопоставил линию нем. идеализма. В этот период происходит заметное ослабление позиции позитивизма, связанного в социально-политическом плане с либерализмом. Ослабляются также традиционные связи А. ф. с теоретическим и экспериментальным естествознанием. Ведущим представителем абсолютного идеализма был Ф. Брэдли. Расходясь с линией британского номинализма, он подчеркивал преимущество общего над единичным. По Брэдли, личность должна всецело подчинить себя гос-ву. Любые опытные данные и суждения о мире само – противоречивы, антиномичны, поэтому диалектика имеет лишь негативный характер. Для Брэдли «Абсолют» — это подлинная реальность и непротиворечивое конкретно-всеобщее единство. Специфическое место в позднем англ. неогегельянстве занимает Р. Д. Коллингвуд, к-рый отождествлял метод философии с методом истории как науки о развитии мышления и культуры. Филос. проблемы, согласно Коллингвуду, всегда возникали в определенной исторической ситуации, и поэтому для их понимания требуется особая «ситуационная» логика исследования. Деятельность Коллингвуда проходила уже в период нового усиления англ. позитивизма, с к-рым он вел полемику. В нач. 20 в. борьбу против господства неогегельянства в академической среде британских ун-тов возглавили философы, выступавшие под флагом «реализма» и реабилитации традиционного британского эмпиризма; в центре их внимания прежде всего оказались проблемы чувственного восприятия. Кембриджский философ Д. Э. Мур доказывал независимое существование внешних объектов, опровергая идеализм берклианского толка. В своей теории «чувственных данных» Мур и Б. Рассел стремились возродить учение классического эмпиризма об изначальных «атомах» опыта, но при этом настаивали на их интерсубъективном характере; «физические объекты» они трактовали как конструкции из «чувственных данных». У Рассела в ранний период его филос. эволюции наблюдается сочетание эмпиристской гносеологии с платонистским взглядом на логико-математическое знание. Деятельность Мура и Рассела знаменует также возникновение аналитической философии. Именно они в осн. определили то направление, по к-рому происходило развитие А. ф. в 20 в. Мур, в частности, подробно разработал процедуру лингвистического анализа выражений естественного языка. Рассел использовал свои результаты в области математической логики (теорию типов, теорию определенных дескрипций, теорию отношений и др.) для доказательства того, что задача философии заключается исключительно в логическом (в противоположность грамматическому) анализе языка. Концепция логического атомизма Рассела в 10— 20-е гг. испытала влияние ранних идей австр. философа Л. Витгенштейна. Рассел и А. Н. Уайт – хед осуществили совместную попытку полной формализации арифметики средствами экстенсиональной математической логики. Гносеологические воззрения Рассела в дальнейшем эволюционируют от неореализма к юмистскому феноменализму. Значительное место в его деятельности занимает также исследование проблем этики и вопросов образования, пропаганда свободомыслия и пацифизма. Ранняя доктрина Рассела и Витгенштейна стимулировала возникновение в Зап. Европе течения логического позитивизма, центром к-рого явился Венский кружок. В Англии в 30-е гг. идеи этой школы распространяет А. Айер. В его работах концепция венских неопозитивистов приняла форму, приспособленную к традиции англ. идеалистического эмпиризма. В этот период Айер занимает негативную позицию в отношении традиционной (метафизической) филос. проблематики, придерживается резкой дихотомии аналитического и синтетического, стоит на т. зр. верификационизма. В области этики Айер, вслед за англ. «семантиками» Ч. Огденом и А. Ричардсом, развивал теорию эмо – тивизма, согласно к-рой этические высказывания не имеют объективного содержания, а лишь выражают эмоции и настроения людей. В 30—40-е гг. в целом происходит смещение интереса англ. аналитиков к проблемам естественного языка, во многом связанное с поворотом в философии Витгенштейна (к-рый в этот период преподает в Кембриджском ун-те). Особое значение приобретает его концепция «языковых игр» как «форм жизни». Вместо референтной теории значения выдвигается функциональная теория значения как употребления. Англ. последователи Витгенштейна — т. наз. лингвистические философы — критиковали логических позитивистов за игнорирование реальной языковой практики, прагматического аспекта языка, всей сложности контекста использования слов и выражений, за одностороннюю ориентацию на математическую логику. Задача философа понималась ими как чисто «терапевтическая» — излечение от филос. заблуждений, порождаемых неправильным употреблением слов и выражений. Наиболее влиятельной в 40—50-е гг. становится оксфордская школа философии «обыденного языка». Отталкиваясь от своей концепции «категориальной ошибки», представитель этой школы

Г. Райл подверг критике позицию картезианского дуализма; все психические состояния он трактовал как диспозиции к действию. Философия Д. Остина по своему характеру приближается к специальным лингвистическим исследованиям типов употребления выражений естественного языка. Лингвистический анализ языка морали осуществлял оксфордский этик Р. Хеар. Определенные перемены в программе лингвистического анализа проявились у др. представителя оксфордской школы — П. Стросона, к-рый в своей «дескриптивной метафизике» сделал попытку включить в лингвистическую философию нек-рые традиционные филос. проблемы и понятия, ранее отвергнутые аналитиками как «бессмысленные». Учению Стросона о «концептуальной схеме» естественного языка и «базисных индивидах» присущ кантианский оттенок. Др. формой, в к-рой в 60—70-е гг. осуществлялась реабилитация «метафизики», оказался англ. вариант т. наз. научного реализма, базирующийся на возрождении нек-рых идей механистического материализма 17—18 вв. и, в частности, локковской теории первичных и вторичных качеств. Позднее — в кон. 70-х — 80-е гг. — аналитическая философия обращается к формальным методам анализа естественного языка, на первый план выходят логико-семантические исследования. Исследования по философии науки получают стимул от работ австр. философа К. Поппера, к-рый в кон. 40-х гг. поселился в Англии. Он подверг критике осн. идеи логического позитивизма и прежде всего доктрину верификационизма и паниндукти – визма, к-рой противопоставил т. наз. фальсифика- ционистскую программу. Попперовская школа «критического рационализма» осн. упор делает на проблеме возникновения и проверки нового знания. Среди последователей Поппера в области философии науки выделяются «ортодоксальный попперианец» Д. Уоткинс и И. Лакатош, к-рый, напротив, критиковал ряд идей своего учителя. В поздних публикациях Поппера разрабатывается онтология «трех миров» как попытка решения проблемы объективности научного знания. Осн. филос. центрами в Великобритании являются гл. ун-ты страны — в Оксфорде, Кембридже, Эдинбурге, Глазго, Манчестере, Ливерпуле, Бристоле, Иорке, Лидсе, Абердине, Сент-Эндрюсе, Брайтоне, Колчестере. Центр заочной системы филос. образования — т. наз. Открытый ун-т в Милтон Кейнсе. Значительную роль играет Лондонская школа экономики и политических наук при Лондонском ун-те. Гл. филос. об-вами и организациями являются: Королевский институт философии, Британское об-во философии науки, Аристотелевское об-во.

А. Ф. Грязное

Читайте далее:

Оставьте комментарий