АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

— широкое и довольно разнородное течение 20 в., объединяющее различные группировки, направления и отдельных философов, к-рые усматривают задачу философии в анализе языка с целью прояснения содержания проблем, традиционно считавшихся филос. Предполагается, что анализ должен заменить нечеткое выражение проблемы в языке такой формулировкой, к-рая демонстрировала бы действительную суть проблемы. В этом случае соответствующая проблема, выступавшая как филос., может оказаться либо псевдопроблемой, либо носить логико-лингвистический характер, либо предполагать конкретное содержательное исследование. А. ф. получила распространение гл. обр. в США и Великобритании, отдельные ее представители и группы имеются в Скандинавских странах, в Австралии и др. странах. Внутри А. ф. можно выделить два направления: философию логического анализа, к-рая в качестве средства анализа применяла аппарат совр. математической логики, и лингвистическую философию, отвергавшую логическую формализацию как осн. метод анализа и занимавшуюся исследованием типов выражений в естественном, обыденном языке, в т. ч. когда он применяется при формулировке филос. понятий. Единые в своих претензиях совершить «революцию в философии», оба эти течения выражают, однако, разл. умонастроения: в то время как философия логического анализа считает себя философией науки и представляет линию т. наз. сциентизма в совр. философии, сторонники философии лингвистического анализа выступают против к.-л. культа научного знания и оказываются адептами «естественного» отношения к миру, выраженного в обыденном языке. Историко-филос. корни А. ф. — в логической традиции Аристотеля, традиции британского эмпиризма и номинализма, отчасти кантовской философии. Непосредственно возникновение А. ф. было подготовлено новыми тенденциями в развитии науки на рубеже 19—20 вв. Изначально она тесно связана с логико-математичес – ким знанием. Первые представители А. ф. (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Ф. Рамсей и др.) были одновременно и крупнейшими специалистами в области математической логики. Они разрабатывали программу глубинного логического анализа языка, к-рый противопоставляли «поверхностному» подходу лингвистической науки. Особое внимание уделялось выявлению логической формы тех языковых средств (напр., обозначающих фраз), применение к-рых приводит к всевозможным заблуждениям и парадоксам, имеющим филос. значение. Создавались проекты разработки синтаксически и семантически точного («совершенного») языка, к-рый мог бы способствовать прогрессу научного знания. В определенный период (20— 40-е гг.) для А. ф. характерны претензии на роль методологии всего научного знания (включая общественные науки), способствующей его унификации. В этом плане ей были присущи неопозитивистские черты (Логический позитивизм, Венский кружок), феноменалистическая гносеология. Одной из гл. проблем А. ф. становится проблема значения, к-рую первоначально трактовали в «традиционном» смысле как проблему обозначения (именования) языковыми средствами отдельных объектов (материальных или идеальных, а также ментальных состояний). Исследовались конкретные способы указания (референции) различных видов слов на свои объекты. В связи с этим ставился и общий вопрос об отношении языка и реальности. В дальнейшем (начиная с 30-х гг.) происходило расширение проблематики значения за счет перехода к логико-лингвистическому анализу общеупотребимых форм выражения, учету прагматических аспектов языка. Статичный подход сменяется динамичным подходом к значению как к функциональной характеристике употребления слов и выражений естественного языка. Первостепенно важным признается анализ целостных ситуаций речевой коммуникации людей («языковые игры», «речевые акты» и т. п.). В связи с этим обращается внимание на способы выражения в языке различных психических состояний, ставится вопрос о возможности познания «чужих сознаний» и о логико-лингвистических критериях личного тождества. К нач. 60-х гг. А. ф. окончательно преодолевает свое прежнее негативно-критическое отношение к традиционной филос. проблематике («метафизике»), настаивая лишь на максимальном уточнении тех или иных понятий и экспликации логической структуры филос. доказательств. В последние годы А. ф. все больше выполняет роль универсальной филос. доктрины, способной ассимилировать идеи др. филос. направлений. Концептуальное ядро А. ф., как правило, составляют научные программы, вырабатываемые в аналитической философии языка, а «периферию» — др. аналитические дисциплины: «философия сознания», «философия действия», «философия образования», «философия морали», «философия логики» и пр. А. ф. распространяет свои методы на новые предметные области (напр., на проблематику искусственного интеллекта), осваивает социокультурную проблематику, по-прежнему делая осн. акцент на логико-лингвистической стороне рассматриваемых вопросов. В разл. странах она сохраняет свои национальные особенности. Напр., А. ф. в США (У. Ку – айн, Н. Гудмен, Д. Дэвидсон, X. Патнэм и др.) свойственна прагматистская ориентация, А. ф. в Австралии и Новой Зеландии (Д. Смарт, Д. Армстронг, Д. Маки) принимает форму «научного реализма» (материализма), британская А. ф. больше ориентирована на логико-семантические проблемы (П. Стросон, М. Даммит, Д. Уиггинс, Д. Пёрс).

А. Ф. Грязное, В. С. Швырев

Оставьте комментарий

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!