— совокупность филос. учений, развивавшихся в древнегреч. рабовладельческом об-ве с кон. 7 в. до н. э. и в древнеримском рабовладельческом об-ве начиная со 2 в. до н. э. вплоть до нач. 6 в. н. э. А. ф. — единое и своеобразное, но не изолированное явление в развитии филос. сознания человечества. Она складывалась на основе перенесенных с Востока в греч. города зачатков астрономических, математических и т. п. знаний, в результате обработки древн. мифологии в искусстве и поэзии, а также освобождения мировоззренческих представлений о природе и человеке от мифологических схем. Уже в 5 в. до н. э. возникли филос. и собственно космологические системы, в к-рых миф играет роль не столько осн. воззрения, сколько образного средства выражения мысли. В 6 в. и даже в 5 в. до н. э. философия и знание о природе еще не были отделены друг от друга. Отсутствие способов экспериментальной проверки вызывало появление большого числа гипотез. Для философии такое множество гипотез имело следствием многообразие типов филос. объяснения мира. Это многообразие и уровень разработки сделали А. ф. школой филос. мышления для последующих времен. «В многообразных формах греческой философии, — писал Энгельс, — уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений». Исходной точкой развития А. ф. был филос. материализм. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, при всех различиях между ними, полагали, что все вещи произошли из какого-то одного, и притом вещественного, начала. Однако внутри этой наивно-материалистической основы рано наметились отдельные воззрения, к-рые впоследствии привели к возникновению идеализма. Зародыши раскола на материалистические и идеалистические направления появились уже у самых ранних греч. мыслителей. Эти зародыши превратились во 2-й пол. 5 и в 1-й пол. 4 в. до н. э. в противоположность материализма и идеализма. Не менее ясно выступает в А. ф. противоположность диалектического и метафизического методов мышления. По существу, мн. первые греч. философы были диалектиками, рассматривали природу как целое и, следовательно, во взаимодействии и связи ее явлений. За тысячу с лишним лет развития А. ф. материализм и идеализм, диалектика и метафизика, сложившиеся в древнегреч. философии, претерпели сложную эволюцию, отражавшую в конечном счете диалектику развития самого об-ва. Материализм в А. ф. развивали Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит и позднее Эпикур. В лице Сократа и особенно Платона сложилось учение филос. идеализма, противопоставившего себя в первую очередь материализму атомистов. С этого времени в А. ф. ясно обнаруживаются две борющиеся между собой осн. линии развития: материализм и идеализм (или, говоря словами Ленина, «линия Демокрита» и «линия Платона»), Колебавшийся между материализмом и идеализмом Аристотель также излагал свои идеи в полемике с предшествующими и совр. ему учениями. Особенно энергична и остроумна аристотелевская критика центральной в платоновском идеализме теории «идей». В эпоху эллинизма, отражавшую начало кризиса полисной рабовладельческой системы, борьба школ А. ф. вновь обостряется. Наиболее интенсивна в это время борьба между школой эпикуреизма и школой стоицизма (стоики), в учения к-рых, материалистические в своей основе, все более широко проникали элементы идеализма. На первое место среди вопросов философии выдвигаются вопросы этики, опирающейся, однако, на учение о природе и теорию познания и мышления. Филос. школы превращаются в замкнутые содружества людей, объединенных равнодушием к внешним событиям и повышенным интересом к вопросам этики и воспитания. Одновременно изменяется соотношение между философией и специальными науками, появляется новый тип деятеля и новый тип литературы — специальной, доступной только подготовленным. В эпоху Римской империи, обострения кризиса рабовладельческого об-ва усиливается стремление к религиозному утешению. С Востока на Запад проникает и распространяется волна религиозных культов, учений, мистерий. Сама философия становится религиозной, а в нек-рых вариантах и мистической. Таковы учения неоплатонизма и неопифагореизма. Первое из них оказало влияние на развитие филос. учений христианства. В 529 император Юстиниан издал декрет о закрытии филос. школ в Афинах. Но еще до этого декрета осн. круг идей А. ф. завершил свое развитие.
В. Ф. Асмус
- АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
- Информационно-идеологическая экспансия на Восток
- Кибернетика — наука ХХ века
- Использование вычислительной техники в управлении производством
- Тунгусское слово мэгдын как аналог майдана и рандеву
- АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
- Итоги проверки новой гипотезы