Мартинус - Космические лекции

Зло и его истоки

В чисто оценочном плане своё поведение люди привычно делят на две категории: «хорошее» и «плохое», которые в моральном отношении синонимичны таким понятиям, как «добро» и «зло». С последним из них человечество на протяжении всего своего многотысячелетнего существования ведёт неустанную борьбу. Ибо это зло, претворённое в дела и поступки самих людей, выступает как некий саботаж или подрыв устоев жизни и счастья окружающих. Поэтому до тех пор, пока в поведении людей сохраняется данная тенденция — тенденция тем или иным образом саботировать или отравлять жизнь окружающих или ближних, люди будут продолжать бояться друг друга, испытывать страх друг перед другом и пытаться защищать себя от посягновения других. В силу такого положения вещей вся их жизнь оборачивается как в старинной поговорке, где человек человеку — волк. Да и у кого, сказать по справедливости, нет причин не бояться своих ближних? И хотя в поведении современного человека часто встречаются проявления великого радушия и щедрой любви, это не может, однако, служить гарантией того, что тот же самый человек в один прекрасный момент вдруг не сменит милость на гнев и не начнёт творить «зло». Кому из нас по опыту жизни не известны такие, к примеру, случаи, когда завзятые друзья вдруг становятся смертельными врагами и делают всё для того, чтобы только отравить друг другу жизнь. Само собой разумеется, подобное поведение человека по отношению к своему ближнему является в первую очередь злом по отношению к самому себе. Но откуда берётся всё это «зло» в человеке, где его корни, и можно ли эффективно оградить или защитить себя от этого «зла»?

Хотя в распоряжении человечества имеется немало рецептов того, как можно избавиться от этого «зла», — рецептов, накопленных им за многовековую историю его существования, — однако, самого зла в мире от этого ничуть не поубавилось. Да и сами эти рецепты, нужно отметить, порою прямо противоречат один другому и советуют прямо противоположные методы и средства. То, что прежде считалось средством, прямо содействующим победе над злом, затем поднималось на смех, подвергалось критике и провозглашалось средством, лишь разжигающим это зло. Одно время зло даже возводилось людьми в ранг добродетелей или достоинств и было объектом их религиозного поклонения. В это время люди мстили, мучили и убивали врагов своих и в открытую искали мученической «геройской» смерти, ибо свято верили, что так угодно богам; а то, что угодно богам, должно быть истиной и идеалом и ля них, людей. Затем люди поняли, что убивать, мстить, сеять смерть и ненавидеть вовсе не богоугодное дело, а, наоборот, дело, противное Провидению, великий грех, которого нужно всячески избегать. Однако до конца следовать этой великой религиозной заповеди — не убий! — они побоялись и потому стали отговариваться тем, что, мол, убивать из чувства ревности и мести — это одно, а убивать, защищая свою жизнь, — это другое, ибо «обороняться» от того зла, которое творят другие, необходимой нужно. Ибо если не защищаться, то тебя в миг затопчут, раздавят, поработят или уничтожат. Поэтому данный религиозный завет или пятая заповедь: «Не убий», или Христово: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую», или Его же: прощайте ближнему своему всё злое и недоброе — не семь, но седмижды семьдесят раз — до сих пор остаётся гласом вопиющего в пустыне и многими воспринимается как чистое безумие, как бред фанатика или как очевидное свидетельство примитивизма, наивности, глупости или безрассудства.

Однако, каково бы ни было отношение большинства к данному предостережению, практика самой жизни показывает, что современный интеллигентный, высокоразумный и гуманистически настроенный человек отнюдь не беспомощен и не оставлен на волю судьбы в своих попытках или стремлениях добыть истину или знание о том, что должно делать и что не должно в тех ситуациях, когда человек становится мишенью или объектом злого умысла со стороны ближнего. Этому нас учит сама жизнь, в частности весь ход её развития и формирования.

Рассмотрев ход жизни в перспективе общего развития, мы увидим, что она от самых её истоков неуклонно развивается вверх по принципу: от низкого к высокому, т.е. от примитивных ко всё более совершенным стадиям или состояниям. На заре своего существования Земля была огненным океаном, который постепенно охладился и застыл, в результате чего наша планета преобразовалась в великую и обширную вулканическую пустыню, сотрясаемую мощными извержениями. В ту пору не могло быть и речи о проявлении в физическом плане или на земной поверхности какой-либо жизни. Но постепенно на ней сложились благоприятные условия для роста и развития растительных форм жизни, а уже вслед за растениями на земную арену выступили животные. И уже много позже из животного царства выделились существа, ныне обозначаемые нами как люди. Однако и люди не стоят на месте, а находятся в процессе неустанного развития, которое ведёт всё живое вперёд, от одной эпохи к другой, формируя всё более сложные и совершенные формы жизни. Уже сегодня вполне ясно видно, что цель данного развития живых существ — это постоянное совершенствование их жизни. Одно из таких существ, пройдя длительные циклы развития и трансформации в минеральном, растительном и животном царствах, преобразовалось в человека, и ныне этот человек стоит у границ истинно человеческого царства. Поскольку процесс развития на этом не завершился, но продолжает идти дальше своим порядком, то из этого ясно, что и сам процесс улучшения и совершенствования форм жизни тоже ещё не завершён, поэтому и сама жизнь, в её нынешнем виде, весьма и весьма далека от совершенства. Но люди — это именно те существа, которые, в перспективе улучшения или совершенствования форм жизни и самой способности мироощущения, стоят на целую голову выше всех других носителей жизни на земле. Но, несмотря на это, люди — тоже существа несовершенные и лишь находящиеся на пути к своему полному совершенству, которого они в конце концов и достигнут.

Приведённое здесь краткое описание хода земного развития — это, образно говоря, язык самой жизни, её собственная достоверная повесть о смысле существования и о роли человека в нём.

Но что именно в человеке, точнее, какая именно черта или свойство его натуры будет совершенствоваться дальше? Что именно стоит помехой на пути человека к исполненной радостей и счастья земной жизни? Не является ли такой помехой на его пути к счастью то самое свойство его поведения, которое мы обозначаем понятием «зло», — явление, порождающее, в его наихудшем проявлении, войны, вражду и ненависть между людьми? Да, именно это «зло», создающее предпосылки для подобной вражды и ненависти, и есть то самое «свойство» в человеческой природе и поведении, которое непременно должно быть устранено или изжито из человеческой жизни в ходе её последующего развития. Ибо, когда указанная вражда между людьми навсегда будет устранена из их жизни, это, в сущности, будет означать, что земное развитие человека подошло к своей завершающей стадии и достигло конечной цели. И тогда на сцену жизни выступит существо иного типа «человек по образу Божьему».

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте