Мартинус - Космические лекции

Королевская дорога жизни

Этот новый учебный сезон я хочу открыть лекцией, носящей название: «Королевская Дорога Жизни». Собственно говоря, это название с полным правом можно применить ко всему циклу моих воскресных лекций, поскольку все они посвящены вопросам, призванным дать всестороннее раскрытие и освещение такой глобальной темы, как жизненный путь всех живущих.

«Королевская Дорога Жизни» — это путь, пролегающий через два огромных жизненных пространства или две вечных эпохи жизни, путь, который мы обычно обозначаем такими понятиями, как «развитие» и «эволюция». Из этих двух великих областей или эпох жизни первую составляют все те формы жизни, которые представлены на Земле, как-то: минералы, растения, животные и пр., включая сюда и стадию чисто человеческого развития и познания жизни. Поэтому люди, как часть этой обширной сферы жизни, имеют возможность понемногу познавать и осваивать эту сферу, в ходе какового познания они начинают постепенно понимать, что все живые существа подлежат процессу постоянного преобразования, ведущего их от одного состояния к другому: от более низкого или примитивного — к более высокому и совершенному. Однако подобное понимание, и то чисто теоретически, доступно пока что сравнительно небольшому числу людей; вся же прочая великая масса человечества в своём понимании жизни ещё столь далека от подобного взгляда на вещи, что он ей представляется либо не имеющим отношения к реальной действительности, либо плодом больного воображения, который не то что серьёзно принять, но в который даже поверить невозможно.

«Королевская Дорога Жизни» это, таким образом, неустанный процесс постижения и познания жизни всеми живыми существами в форме того, что мы называем «судьбой». Все живущие, следовательно, нерасторжимо привязаны к этой дороге или жизненному пути. Уйти с него, порвать с ним всяческие связи означает, по сути дела, положить конец или застопорить процесс собственного познания жизни. Такое поведение, в принципе, означало бы, что человек прилагает все силы к тому, чтобы — стать ничем, превратиться в абсолютный нуль. К счастью, такое совершенно невозможно, ибо, как известно, что-то невозможно превратить в ничто, равно как и из ничего что-то тоже сотворить невозможно. Именно поэтому процесс познания, постижения и освоения жизни всеми живущими — это состояние вечное и непреходящее. «Королевская Дорога Жизни» — это, таким образом, тот процесс вечного преобразования, которому подчиняется всё живое. Поскольку же для опытного исследователя духа данный процесс неизменно выступает как прямо противоположный тому, что принято обозначать понятиями «хаос» и «случайность», то и сам этот процесс, в силу подобного противопоставления, предстаёт и, стало быть, может быть обозначен исключительно как процесс логический. «Логический», в свою очередь, означает, что данный процесс в своём конечном итоге неизменно служит на радость и во благо всему живому. Над этим стоит призадуматься тем, кто сегодня обременён несчастной судьбой со всеми её неизменными спутниками: страданиями, печалями, горестями и заботами — и кто считает себя жертвой произвола или мячиком судьбы, отданным во власть стихийных мёртвых сил, не имеющих ни цели, ни смысла, ни логики. Лишь абсолютное невежество и полная неосведомлённость о цели и назначении Королевской Дороги Жизни, равно как и о смысле и логике самой жизни только они и толкают человека в бездны отчаяния и депрессии, только они и приводят человека на грань безумия и самоубийства. Таким образом, депрессия и самоубийство это исключительно плоды человеческих невежества и незнания о незыблемой логике и планомерности мироздания и божественных предначертаний, указывающих на наличие чёткого плана, замысленного Богом или Провидением в отношении людей, а именно: сделать каждого из них человеком «по образу и подобию Божьему». Когда человек чего-то не знает, то он, разумеется, и не может руководствоваться в своей жизни этим отсутствующим знанием. Именно поэтому он через свои мысли и поступки воплощает такой образ поведения, который совершенно не не согласуется или расходится с указанным Божьим планом в отношении данного человека. А раз такой человек не живёт в согласии с Божьим замыслом и поступает наперекор смыслу самой жизни, то всё его поведение, вся его жизнь являют собой, следовательно, полную противоположность этому пути. Поэтому и по Королевской Дороге Жизни такой человек идёт не в том направлении, не вперёд, как следовало бы, а назад. Поскольку же обратное направление ведёт человека не к исполнению Божьей воли, а, соответственно, к обратному, к несчастьям и страданиям, депрессии и самоубийству, то такой человек, пройдя через их очищающее горнило, рано или поздно обретает наконец понимание того, что он идёт по Дороге Жизни в неверном направлении. Не назад, а только вперёд должен идти каждый, ибо только это направление приведёт его к состоянию счастья, радости и благословения в их кульминации. Если только он неустанно идёт вперёд, а не поворачивает назад и не сбивается в сторону, то любой путь, каким бы он ни шёл, ведёт его к Свету, в то время как обратный путь — это всегда путь назад, во тьму. Не тому ли самому учит нас и христианство? Разве не сказал Господь Каину: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит»? Воистину, разве счастливый, радующийся жизни человек не поднимает лица своего? — Каин же не захотел делать доброе и в гневе сердца убил брата своего. После чего убоялся и решил спастись бегством. Не так ли точно поступают сегодня многие люди, которые боятся жизни и бегут от неё, наивно полагая, что таким образом смогут убежать от своих проблем? Неимоверно велико сегодня в мире количество немощных, больных, физически неполноценных и недееспособных людей, которыми до отказа заполнены больницы, клиники, лечебницы и пр. учреждения. А сколько самоубийств совершается в наши дни, сколько убийств, насилий и увечий! А сколько людей страдают подозрительностью, завистью, ревностью и беспричинной злобой! А какой поток ненависти, клеветы, лжи, хулы и антипатии изливают люди на головы своих ближних, не говоря уже о множестве других, столь же вредных и пагубных для счастья наших ближних, деяний. И разве люди, творящие всё это, не являются самыми настоящими убийцами? Разве все они, в целом, не саботируют и не подрывают устои не только своей жизни, но и, прежде всего, жизневосприятия своих ближних?

Но там, где на место радости, бодрости и вдохновения приходят ненависть, преследования, зависть и клевета, там пропадает всякое желание жить и радоваться жизни. Там же, где пропадает желание жить, где подтачивается воля к жизни, там, соответственно, искажаются или совершенно парализуются все естественные проявления этой жизни. Все приведённые мною примеры есть не что иное, как результаты нарушения одного единственного закона жизни, а именно: пятой заповеди — «Не убий!». Да, всех заповедей — десять, но из них девять это лишь различные вариации нарушения основной заповеди — пятой. Каждый человек, тем или иным образом способствующий подавлению или изгнанию чувства радости из сердца ближнего своего, повергающий своими поступками этого ближнего в пучины горя, депрессии или приводящий его к полному разочарованию в жизни, — такой человек есть подлинный враг жизненного счастья окружающих и истинный разрушитель естественного для них хода познания и восприятия жизни. Всякое же нарушение или, даже, малейшее ущемление естественного для окружающих процесса восприятия жизни есть посягновение на жизненное право этих окружающих, а всякое такое посягновение выступает безусловно как прямая форма насилия или даже убийства. Поэтому едва только один человек начинает преследовать или клеветать на другого, как он тут же хочет ли он этого или не хочет — становится убийцей или насильником. Именно о такого рода убийстве и повествует известная библейская притча о Каине. Сколько человек от общего числа всех людей, живущих на Земле, могут сегодня прямо, откровенно и чистосердечно заявить о том, что они не убийцы, т.е. люди, не принадлежащие к той ступени развития и жизненного проявления, где они, тем или иным образом, не нарушают заповедь любви к ближнему, не мешают этому ближнему жить, не унижают его своей подозрительностью, завистью, клеветой или как-либо иначе выказывают ему знаки своей антипатии или неприязни? Таких людей ничтожно малая часть от общего числа всех людей Земли. Часть эта, действительно, столь мала, что каждый входящий в неё человек с полным правом может быть назван человеком совершенным, человеком во Христе, т.е. богочеловеком или существом по образу Божьему. — И разве не довлеет постоянный страх над этим великим морем людей Земли? Разве не стремится большинство из них убежать от подлинной действительности, замышляя и совершая с этой целью новые преступные планы и деяния, сея и распространяя новые ложь и обман? И разве ситуация в современном мире не свидетельствуете том, что действующим базисом или основой жизни всего человечества на сегодняшний день является всестороннее развитие и доведение до высот совершенства своего таланта убивать? Ибо для чего же тогда существуют все эти атомные и водородные бомбы? Для чего тогда создаются все эти гениальные новшества и усовершенствования в области военного дела, с его принудительной воинской повинностью, муштрой и милитаристским угаром?

А взять современные законопорядок и правосудие, которые призваны защищать и восстанавливать в обществе закон и справедливость. Разве с ними всё благополучно? Разве основы современного правосудия сами не покоятся прочно на мировоззренческой политике «правонарушителя»? В каком ином свете следует расценивать такие «правоохранительные» меры, как тюремное заключение, карцеры, камеры или полная изоляция на хлебе и воде? Что такое смертная казнь и многие другие широко употребимые методы пыток и силового воздействия, как не открытый саботаж и не подрыв естественного для этих томящихся в тюрьмах людей хода их жизневосприятия и познания жизни? Не есть ли всё это самое откровенное убийство и насилие? — Как видим, убийство и насилие стали характерной приметой времени и чуть ли не основой жизни не только отдельных людей, но и целых наций. В свете сказанного библейская притча о Каине является живой иллюстрацией охватившего ныне всё человечество и ставшего нормой его жизни состояния безумия. — Кто отважится заявить, что он не Каин? Пока же человек остаётся им, не удивительно, что он не смеет поднять лица своего. В этих случаях его одолевает и тяготеет над ним нечистая совесть, страх перед жизнью, перед людьми и животными, страх остаться без хлеба насущного, страх перед болезнями и т.д. Там, где подобный страх прочно укореняется в сфере ментальности человека, там исчезают всякие естественные проявления радости бытия. Там же, где радость бытия или полнота восприятия жизни вытесняются из сферы человеческой ментальности, на их место приходят депрессия, разочарование и усталость от жизни. А там, где подобный разлад во взаимоотношениях с ближними, с природой и самой жизнью достигает такой силы, что оккупирует душу человека и способствует проявлению чувства горечи, гнева и раздражения, там человек сбивается с пути истинного или сходит с Дороги Жизни; там человек приходит к состоянию разлада и конфликта с Божьим замыслом и планом, действующими в отношении данного человека; там человек, сам нимало об этом не подозревая, поворачивает вспять и начинает идти назад, в обратном направлении, вместо того, чтобы идти Божественными путями только вперёд — к Вечному Свету.

Все мыслимые проявления страдальческой доли: беды, несчастья, разбитые судьбы, горе, печали, страдания, депрессии и усталость от жизни — являются, таким образом, производными тех сторон Каинова сознания, которые движут человеком в делании злого. Таким образом, сама жизнь наглядно подтверждает тот факт, что всякий, кто не делает в жизни хорошего, т.е. не любит ближнего своего, —

тот не смеет и поднять лица своего. Перед таким человеком «у дверей грех лежит». Поэтому, когда человека одолевают горе, заботы, страдания, проблемы или, короче говоря, когда судьба человека в том или ином отношении складывается для него неудачно или пестрит несчастьями, то это верный признак того, что данный человек сбился с Королевской Дороги Жизни или бредёт далеко в стороне от неё. Очень часто этот путь изобилует крутыми подъёмами, которые трудно преодолевать, поскольку, как известно, вниз всегда идти легче, чем в гору. Именно эти трудности подъёма и нежелание идти вверх и уводят людей прочь с Королевской Дороги Жизни. В стороне от неё петляет множество узких извилистых тропинок, многие из которых ведут не вверх, а в сторону, а в ряде случаев — даже вниз. И, если мы посмотрим на карту местности под названием «жизнь», по дорогам и тропам которой бредёт современное земное человечество, мы ясно увидим, что громадное большинство людей как раз и стремится ускоренным шагом по таким окольным путям и тропинкам, уводящим их всё дальше и дальше от Королевской Дороги Жизни. Но эти длинные и короткие окольные пути, заводящие человека в мрачные болота и грязные трясины страданий, ментальных психозов, срывов или несчастных судеб без единого проблеска света космического дня, в конце концов, рано или поздно выводят его назад, к Королевской Дороге. Изрядно проплутав по этим пугающим окольным дорогам среди болот, трясин и мрачных зон смерти, вдоволь намучившись и отчаявшись, люди испытывают подлинное счастье и радость, когда после великих блужданий им удаётся вновь выйти назад, на Королевскую Дорогу Жизни, и теперь они ясно видят, что ведёт она к вершинам, с которых их глазам открывается Свет. Что же видит человек, достигший этих вершин или идущий по дороге там, где она возносится к вершинам вечной жизни? Отсюда он видит всю вселенную, осиянную лучами славы Божьей и олицетворяющую Его сознание, волю и суть проявлений. Здесь он видит своё собственное бессмертие, и здесь же он видит себя самого — человека «по образу и подобию Божьему». Здесь он становится един с основным ритмом вселенной — любовью, энергии которой пронизывают и наполняют микро-, меж — и макрокосм и управляют всей вселенной. Отсюда он видит, что Бог — это не что-то временное или ограниченное, не существо, обитающее в том или ином месте вселенной, но что Бог — это сама беспредельная вселенная, это все живые существа, которые, все вместе, являются Его, Бога, органами, через жизнедеятельность которых во всей полноте проступают и раскрываются Его всемогущество, всеведение и вселюбовь. Здесь человек осознаёт, что жить на радость и во благо всему живому есть ни с чем не сравнимое всеозаряющее счастье, всепронизывающее чувство блаженства и благодати, ибо подобная жизнь сродни сущности и природе проявлений Самого Бога. Достигнув этой ментальной стадии или уровня, тождественных космическому, или Христову, сознанию, человек и Бог становятся единым целым. Сын, таким образом, вновь воссоединяется со своим Отцом и становится — царём жизни. И три алмаза в его короне — это «Путь, и Истина, и Жизнь».

Рубрики