Педагогика

ВНИМАНИЯ ОТВЛЕКАЕМОСТЬ

непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент к.-л. деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. В.о. возникает под влиянием внешних раздражителей; при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Наиболее отвлекают предметы или явления, к-рые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. В ответ на эти раздражители у человека появляется трудно угасаемый ориентировочный рефлекс. Во время учебных занятий школьников как в классе, так и дома должны быть устранены предметы и воздействия, отвлекающие детей от их основного дела.

Внутренняя В.о. возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, к-рым в данный момент занят человек. Чтобы ученик мог внимательно и успешно учиться, следует устранять из его жизни отвлекающие его от занятий отрицательные переживания: страх, гнев, обиду, чувство оскорбленного достоинства и пр. Воспитание у уч-ся стойкого и глубокого интереса к знаниям также важное условие борьбы с В.о.

Физиологической основой внешней В.о. является отрицательная индукция процессов возбуждения и торможения, вызванная действием внешних раздражителей, не имеющих отношения к выполняемой деятельности. При внутренней В.о., обусловленной сильными чувствами или желаниями, в коре головного мозга возникает мощный очаг возбуждения; с ним не может конкурировать более слабый очаг, соответствующий объекту ни — мания. По закону отрицательной индукции в нем возникает торможение. В случаях внутренней В.о., обусловленной отсутствием интереса, она объясняется запредельным торможением, развивающимся под влиянием утомления нервных клеток скучной монотонной работой.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте