Педагогика

УСПЕВАЕМОСТЬ

степень усвоения знаний, умений, навыков, установленных учебной программой, с т. зр. их полноты, глубины, сознательности и прочности. Находит свое внешнее выражение в оценочных баллах. Сравнительные данные отметок по отдельным предметам характеризуют У. по каждому учебному предмету, по циклу предметов, по классам или школе в целом. Высокая У. уч-ся достигается системой дидактических методов, форм и средств, а также воспитательных мер. Для устранения дидактических причин неуспеваемости есть такие средства:

1.  Педагогическая профилактика — поиски оптимальных педагогических систем, в т.ч. применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, компьютеризация. Ю.К. Бабанским для этого была предложена концепция оптимизации учебно-воспитательно — го процесса. В США идут по пути автоматизации, индивидуализации, психологизации обучения.

2.  Педагогическая диагностика — систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого проводятся беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю.К. Бабанским предложен педагогический консилиум — совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.

3.  Педагогическая терапия — меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия, на Западе — группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.

4.  Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, к-рая включает и работу с семьей школьника.

Рубрики

Партнеры: