Диагностика процесса и результатов обучения

Диагностика процесса и результатов обучения – это процедура выявления уровня готовности к учебной деятельности определенного содержания и сложности. Основывается на системе тестов, письменных работ, устных вопросов и др. методов, позволяющих получить картину состояния ч.-л. знаний и умений. В более узком смысле термин обозначает процедуру и совокупность способов проверки успешности освоения учебного материала.

В процессе обучения важную роль играет т.н. обратная связь, т.е. та информация, к-рая поступает от ученика к учителю и свидетельствует о ходе учения, затруднениях и достижениях уч-ся в овладении знаниями, развитии умений и навыков, познавательных и иных способностей, качеств личности в целом. Канал обратной связи важен для учителя, т.к. позволяет ему диагностировать образовательный процесс, оценивать результаты, корректировать свои действия, строить последующий этап обучения на основе достигнутого на предшествующих, дифференцировать методы и задания с учетом индивидуального продвижения и развития уч-ся.

Не менее важна обратная связь для уч-ся, ибо благодаря ей они могут видеть недостатки и достижения, получать оценку своей деятельности, советы по ее корректированию. Ученики могут и должны сами получать информацию о своих успехах и неуспехах, что именуется внутренней обратной связью. На основе обратной связи учитель осуществляет ряд близких, но все же различающихся действий и операции: проверку, учет, контроль, оценку результатов учебной деятельности, а также выставление отметок. Все эти действия входят в состав диагностики процесса и результатов обучения. В.И. Загвязинский (2001) дает им краткое пояснение.

  • Проверка – процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии, степени достижения целей обучения.
  • Контроль – операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.
  • Учет – фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развития обучаемых.
  • Оценка – суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы уч-ся.
  • Выставление отметки – определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности.

Очень важным в процессе Д.п. и р.о. является вопрос о содержании понятия учебной успешности. Из общей концепции развивающего обучения следует, что характеристика эталона должна включать не только требования к овладению знаниями, развитию умений и навыков, но и показатель развития, что довольно трудно определить как эталон. Поэтому на практике проверку и оценку сводят, к сожалению, к диагностике знаний, умений и навыков. И еще один очень важный воспитательный аспект той же проблемы: принять ли за основу внешние по отношению к ученику требования (содержание стандартов, программ, критериев, оценок, сформулированных в методических рекомендациях) или же учитывать степень личного продвижения, т.е. успехи конкретного ученика по отношению к уровню его достижений на предшествующем этапе обучения?

Обратимся к намеренно утрированному примеру. В класс пришел ученик, к-рый сделал в диктанте 100 ошибок и, естественно, получил за него самый низкий оценочный балл. В результате настойчивой работы учителя и ученика он стал делать в диктантах такого же уровня сложности только по 10 ошибок. Как оценить его работу? Можно ли здесь руководствоваться только официальной нормой? Ведь тогда оценка никак не зафиксирует громадное продвижение ученика, его явные успехи. Но нельзя ему ставить и положительную отметку. А как быть, если перегрузка, возникающая на пути к положительной оценке, вредит здоровью уч-ся?

Вопросы не простые, они вытекают из объективно – субъективного характера учебного процесса. И пока нет на этот счет общих решений и разъяснений, каждый учитель ищет свое решение сочетания требований общества и интересов защиты и развития конкретного ребенка (да и не только ребенка). Можно временно оставить ученика неаттестованным официально, отметив его успехи и стимулируя его дальнейшее прилежание. Можно выставить ему «промежуточную» положительную оценку, подчеркнув момент «аванса» – веры в его возможности и усердие. Мы убеждены даже в том, что оправданно отступление от требований стандарта (тем более что они пока примерные), если речь идет о психическом, физическом или нравственном здоровье школьников. Оценка работы должна отражать не только объективные требования, но и реальные возможности и успехи каждого конкретного ученика.

Стратегия диагностики содержит также требование всесторонности проверки результатов обучения в когнитивной (овладение знаниями и способами их достижения), психологической (развитие личности) и социальной (социальная адаптация) сферах. В когнитивной сфере выявляется уровень в овладении знаниями в соответствии с таксономией целей обучения (Б. Блум). Называются, напр., уровни овладения материалом, когда ученик знает, понимает, применяет, анализирует, обобщает и оценивает учебный материал. В отечественной дидактике выделяют уровни узнавания, понимания, усвоения, овладения в отношении как типовых, так и творческих действий.

В психологической сфере проверяется развитие познавательных процессов, умения действовать в стандартных и нестандартных условиях.

В социальной сфере диагностируются степень овладения социальными нормами, нравственное и правовое самосознание, общественная активность, адаптирован- ность в коллективе и способность к адаптации в изменяющейся социальной среде.

Важнейшим интегративным показателем успешности обучения выступает обучаемость (не следует путать с обученностью), или способность к дальнейшему обучению.

Все процедуры диагностики служат воплощению основных функций проверки и оценки результатов обучения: образовательной, стимулирующей, аналитико-корректирующей, воспитывающей и развивающей, контрольной. Наименее разработанным остается пока вопрос о диагностике обучаемости. Основными показателями развития этого качества личности могут служить: фонд действенных знаний (тезаурус); потенциальные возможности обучаемого; темп продвижения в освоении нового материала. Невысокий уровень обучаемости, к – рый сочетается с низким уровнем обученности, при диагностике определяется как неуспеваемость. Конечно, эта проблема вовсе не диагностическая, а общепедагогическая, психологическая и даже социальная. При диагностике она только выявляется, причем чаще всего остро, болезненно. Различают эпизодическую, кратковременную (связанную с временными неблагоприятными обстоятельствами) и устойчивую неуспеваемость. Особого внимания заслуживает устойчивая неуспеваемость, ведущая к дезадаптации личности в коллективе, к отсеву из школы, к педагогической запущенности и правонарушениям.

Исследователи выделяют три группы причин неуспеваемости:

  1. –  социально-экономические – неблагополучие в семье, отсутствие должной заботы о ребенке, внимания и тепла, алкоголизм, педагогическая несостоятельность семьи, низкий уровень материального благосостояния, отрицательное влияние среды;
  2. –  физиологического и психического характера – наследственные заболевания, травмы, низкий уровень задатков, аномалии развития, приобретенные заболевания;
  3. –  педагогические, или дидактогенные, – следствие формализма, усредненного подхода, грубых педагогических ошибок.

Эти причины дают конкретные проявления устойчивой неуспеваемости: слабое развитие мышления; отрицательное отношение к учению; низкий уровень учебных навыков и неумение организовать свой труд; пробелы в знаниях; низкий уровень волевой воспитанности и дисциплинированности; слабое здоровье и быстрая утомляемость; отрицательное влияние семьи и сверстников (Ю.К. Бабанский).

В каждом конкретном случае можно обнаружить «букет» причин неуспеваемости, ибо одна причина тянет за собой другую. Ю.К. Бабанский рекомендует искать наиболее важный отрицательный фактор и принимать комплексные меры педагогической коррекции и компенсации. Еще лучше, если профилактика дает возможность предотвратить стойкую неуспеваемость и все негативные педагогические и социальные последствия, с ней связанные.

Читайте далее:

Оставьте комментарий