Педагогика

Учебно-воспитательная система М.П. Щетинина

kids_globe_shutterstock_10782946-converted

Технология гармонического сочетания рационального и эмоционального в познавательной деятельности человека. Педагог-новатор, педагог-экспери — ментатор, академик РАО в 70-80-е гг. XX в. организовал школы-комплексы в трех регионах РФ. Эксперимент М.П. Щетинина был задуман широко, всеохватывающе и опирался на ряд ведущих идей. По мнению М.П. Щетинина, в познавательной деятельности человека должны быть задействованы равно как ум, так и живое восприятие и эмоции, разумеется, в их гармоническом сочетании. Без этого невозможно добиться и гармонического развития личности. И научно-педагогические эксперименты М.П. Щетинина проводятся с целью найти и обосновать такую учебно-воспитательную систему, к-рая наилучшим образом (оптимально) решала бы задачу гармонического развития интеллекта и чувств молодого человека.

В соответствии с этой концепцией и был учрежден новый тип учебного заведения: школа-комплекс на селе. Он объединял, по сути, 6 разнотипных школ: общеобразовательную, художественную, спортивную, хореографическую, музыкальную и учебно-производственный комбинат. Анализируя типовые учебные планы общеобразовательных школ того времени, М.П. Щетинин пришел к выводу, что в них на 2/3 представлены учебные предметы для развития ума и только лишь одна треть — для чувственного восприятия и двигательных действий уч — ся. Парадокс! Школьник на занятиях большею частью сидит, но мало двигается. Он мало занят художественным творчеством. В комплексе есть разнопрофильные школы. Но как сделать так, чтобы у уч-ся без перегрузки было реальное время в них заниматься? Где его взять? И приходит гениально простое решение: сократить продолжительность каждого урока с 45 мин (т.н. академический час) до 35 и даже до 30 в младших классах!

Проведя специальное исследование о продуктивности 45-минутного урока в начале, середине и в конце его, М.П. Щетинин убедился, что самыми малопродуктивными, а иногда — нулевыми являются последние 10-12 мин. И если от них отказаться, то продуктивность каждого урока почти не пострадает. Но зато будет сэкономлено 10-12 мин только на одном. Из них складываются дополнительно почти два урока по 30-35 мин или, можно сказать, вместо 5-6 уроков по 45 мин в день может быть 6-7 уроков по укороченному времени. Эти-то уроки и пойдут на занятия в художественной, спортивной и др. школах. Кроме того, ведь занятия в общеобразовательной школе согласуются с внеурочными и внешкольными занятиями. Значит, и это время можно использовать для занятий в профильных школах.

Расписание уроков составляется так, чтобы занятия «речевого» цикла обязательно чередовались с занятиями «образного», т.е. по музыке, изобразительному искусству, а также с занятиями «двигательного» цикла (физическая культура, труд, хореография). Опыт подтвердил, что утомления у детей не наступает, интерес к занятиям по всем предметам даже возрастает. Домашние задания даются редко (напр., чтение программной художественной литературы), потому что все общеобразовательные «словесные» предметы отрабатываются на уроке. Это в целом гарантирует и укрепление здоровья детей.

Педагог-новатор попробовал организовать занятия методом погружения в учебный предмет. В свое время эта идея была высказана Д.И. Писаревым (1840-1868). В опыте М.П. Щетинина исходным положением метода была идея целостного восприятия и понимания учеником всего годичного курса в короткий срок. Организационно это достигается, во-первых, путем концентрированного изучения одного предмета в возможно короткий срок — это и есть погружение — и, во-вторых, путем четырехкратной повторяемости в течение учебного года подобного погружения, на более высоком уровне — от ориентировочного до творческого. В реальном опыте в школе-комплексе у М.П. Щетинина это выглядело так. При традиционной организации обучения в один день уч-ся класса занимаются по 5-6 предметам: по математике, география, литературе и т.д. В течение всей недели количество учебных предметов, напр., в средних и старших классах бывает 13-15. По всем предметам школьники продвигаются параллельно и равномерно. Обучаясь способом погружения в течение одной недели все 34 — 36 ч, уч-ся изучают только один предмет, напр. математику. После каждых двух уроков проводятся занятия музыкой, физкультурой, хореографией. При первом погружении (сентябрь) уч-ся схватывают основные понятия и идеи курса за весь учебный год. Считается, что это — погружение на ориентировочном уровне. Потом по этому же способу изучают всю следующую неделю др. учебный предмет, напр. язык. Но вернемся к математике. Второе погружение проводится в ноябре. На этот раз конкретизируются понятия и идеи предмета, схваченные при первом погружении. Теоретические вопросы изучаются глубоко и всесторонне. Следующее, третье, погружение по той же математике проводится уже в марте. Уч — ся воспроизводят теорию на новом уровне устно, письменно и опираясь на наглядность. И, наконец, в апреле организуется еще одно, четвертое, заключительное погружение на новом витке усвоения. Уч-ся сами придумывают и решают задачи, проводят опыты, выполняют творческие задания. При этом методы проверки знаний остаются традиционными.

При занятиях способом погружения учителю надо добиться формирования у уч-ся действенных мотивов учения: интереса к предмету, образования доминанты, что этот предмет ученику необходим, что он имеет невосполнимое прикладное значение и т.п. Индивидуальные занятия чередуются с коллективными, репродуктивные с творческими. В различных видах деятельности участвуют все анализаторы человека, происходит гармоническое развитие органов чувств. Учитель на занятиях прибегает к помощи консультантов из хорошо успевающих уч-ся.

Хотя результаты учебной деятельности способом погружения были обнадеживающими, но группой учителей и нек-рыми сотрудниками органов образования РФ они были оценены неоднозначно и даже негативно. И поэтому опыт обучения способом погружения дальнейшего развития не получил, хотя он бесспорно эффективен, напр. при изучении иностранных языков (интенсивное изучение языков в короткий срок), правил дорожного движения, при формировании навыков владения музыкальным инструментом и нек-рых др. занятиях. Для обучения рассматриваемым способом нужна серьезная подготовка учителей, причем принципиально иная. А , этого на практике пока нет.

М.П. Щетинин обращает внимание и на воспитательную работу, формирует у школьников чувство собственного достоинства, своей значимости среди людей. В школах М.П. Щетинина активно действуют органы школьного самоуправления. С 1988 г. М.П. Щетинин — генеральный директор Центра комплексного формирования личности в станице Азовская. Начальный опыт своей работы М.П. Щетинин изложил в книге «Объять необъятное» (М.: Педагогика, 1986).

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики

Партнеры: