СТУДЕНТ

как субъект учебной деятельности. Студенчество – особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Являясь репрезентантом студенчества, С. выступает в качестве субъекта учебной деятельности, к-рая прежде всего определяется мотивами. Два типа мотивов характеризуют преимущественно учебную деятельность – мотивация достижения и познавательная мотивация. Последняя является основой учебно-познавательной деятельности человека, соответствуя самой природе его мыслительный деятельности. Она возникает в проблемной ситуации и развивается при правильном взаимодействии и отношениях студентов и преподавателей. В обучении мотивация достижения подчиняется познавательной и профессиональной мотивации. Во время обучения в вузе формируется прочная основа трудовой, профессиональной деятельности. Существенным показателем С. – субъекта учебной деятельности – служит его умение выполнять все ее виды и формы. Однако результаты специальных исследований показывают, что большинство студентов не умеет слушать и записывать лекции, конспектировать литературу (в большинстве случаев записывается только 18-20% лекционного материала). Они не умеют выступать перед аудиторией (28,8%), вести спор (18,6%), давать аналитическую оценку проблем (16,3%). На материале конкретно-социологического исследования было показано, что 37,5 % студентов стремятся хорошо учиться, 53,6% не всегда стараются, а 8% не стремятся к хорошей учебе (В.Т. Лисовский). Перед преподавателем стоит ответственная психолого-педагогическая задача формирования С. как субъекта учебной деятельности, что предполагает прежде всего необходимость обучить его умению планировать, организовывать свою деятельность, определять учебные действия, необходимые для успешной учебы, программу их выполнения на конкретном учебном материале и четкую организацию упражнений по их формированию. При этом образец выполнения этих действий должен демонстрировать сам преподаватель, учитывая трудности адаптационного периода обучения С. на 1-м курсе. Его влияние на характер освоения новых ценностных ориентаций С., его мотивации и такие свойства, как тревожность, эмоциональность, неоценимо. Формирование мировоззрения С. означает развитие его рефлексии, осознание им себя субъектом деятельности, носителем определенных общественных ценностей, социально полезной личностью. Это означает для преподавателя необходимость усиления диалогичности обучения, специальной организации педагогического общения, предоставление С. возможности отстаивать свои взгляды, цели, жизненные позиции в учебно-воспитательной работе.

Оставьте комментарий

Сохранить информацию?

Send this to a friend