Педагогика

НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО СТУДЕНТОВ

деятельность студентов, порождающая нечто субъективно или объективно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью и/или личной и общественной пользой. Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) прежде всего вытекает из учебных задач вуза и факультета и способствует подготовке специалиста в соответствующей области знаний. В практике педвузов по подготовке высококвалифицированных, творчески мыслящих учителей оправдали себя несколько основных видов НИРС. Прежде всего это исследования, связанные с выполнением учебных заданий. Они формируют у студентов опыт научной постановки и проведения лабораторных работ, сбора опытного и экспериментального материала для практических занятий по учебным дисциплинам. Одновременно накапливается опыт изучения и критического анализа научной литературы (отечественной и зарубежной), особенно касающейся методологических вопросов и методов научного исследования. При написании рефератов и докладов с включением в них собранных материалов оттачивается язык исследователя. Большое развивающее значение имеют индивидуальная и коллективная работа по учебным заданиям во время педагогической, производственной и полевой практики, а также в учебных экспедициях. Здесь формируются умения и навыки изучения интересов, индивидуальных особенностей уч-ся, межличностных отношений в коллективе, идеалов и убеждений молодежи. Сравнительное психолого-педагогическое изучение учебной и воспитательной работы в школе, археологические, этнографические, диалектологические исследования, собирание гербариев, изучение фенологических и метеорологических явлений, исследование эффективности методов трудового обучения в учебных мастерских ставят студента в позицию исследователя. Опыт НИРС лежит в основе выполнения курсовых и дипломных работ. Научно-исследовательские работы будущих учителей осуществляются не только в учебном процессе, но и во внеучебное время. Особенно велика роль студенческих научных кружков и обществ, в к-рых студенты овладевают диалектическим методом познания, методами исследования, пишут доклады на основе литературных и др. источников знаний, делают сообщения о проделанной работе, принимают участие в обсуждении разных вопросов. Многие студенты участвуют в исследованиях, проводимых преподавателями кафедр и аспирантами, школами, научно-методическими учреждениями в системе народного образования, а также в педагогических, психологических, социологических, исторических, биологических, физических и др. исследованиях, проводимых НИИ, с к-рыми связаны педвузы. Увлекательна и продуктивна работа студентов в конструкторских бюро и исследованиях на хоздоговорных и шефских началах (конструирование приборов, технических средств обучения, средств наглядности, изучение научной организации труда на производстве, в колхозах, и совхозах).

Научная студенческая деятельность планируется по курсам с постепенным усложнением заданий и переходом к самостоятельному решению задач научного творчества.

На 1-Й курсах студенты выполняют под руководством преподавателей кафедр исследования учебного характера в соответствии с программными заданиями по общественным, психолого-педагогическим и профилирующим предметам. Предварительно на этих курсах студенты вооружаются теоретическими знаниями и практическими умениями по методологии и методам исследований. Этому способствует курс «Введение в учительскую специальность», где освещаются особенности и общие вопросы педагогических исследований и исследований по профилирующим наукам. При изучении спецкурсов «Основы самостоятельной работы студента (общие и по специальности)» и «Основы научно-исследова — тельской работы» идет углубление этих знаний и умений. Проводятся также практикумы, на к-рых студенты овладевают методами исследований по психолого-педа — гогическим и специальным дисциплинам вузовского учебного плана. На первом этапе формирования у студентов склонностей и навыков исследовательской работы кафедры в рабочих программах по учебным дисциплинам предусматривают обучение студентов умению работать с основной и дополнительной литературой (пользоваться каталогами, целенаправленно читать и конспектировать книгу, делать выписки, систематизировать их). Выполнение рефератов и докладов с критическим анализом использованных литературных и др. источников закрепляет опыт студентов как исследователей. Второй этап формирования исследовательских качеств студента относится к периоду обучения на III—IV— V курсах. На этом этапе студенты самостоятельно выполняют различной трудности и сложности исследования в лабораториях, институтах, школах, в СКБ, во время учебных и научных экспедиций. В результате проводимых студентами исследований должны быть написаны работы, в к-рых студент показывает умение выбрать тему, методику исследования, организовать и провести исследование, сделать качественный и количественный анализ, аргументировать свои выводы, литературно оформить работу к смотру студенческих научных работ. Успехи научного творчества студентов зависят не только от их инициативы и таланта научного руководителя. Качество, масштабы, продуктивность НИРС предопределяются общей организацией этой работы на кафедре, факультете, в вузе. В основе системы НИРС по психо- лого-педагогическим дисциплинам лежит несколько принципов:

1.  Сочетание обязательных и добровольных научных работ каждого студента.

2.  Сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных исследований, выполняемых всеми студентами по одной теме и методике.

3.  Наличие в системе НИРС постоянных и переменных компонентов.

4.  Максимальная самостоятельность научного студенческого самоуправления при деятельной помощи кафедр и активной роли общественных организаций.

Особенно важно следовать принципу сочетания дидактических (обучающих) функций студенческой научной работы с практическим вкладом в НИР «большой» науки и практические нужды педвуза. Студенческие научные работы рекомендуется представлять в одной из следующих форм:

1.  Научная статья в журнале, сборнике.

2.  Научный отчет.

3.  Научный доклад.

4.  Методическая разработка по учебной, воспитательной работе.

5.  Дипломная и курсовая работа.

6.  Алгоритмы решения конкретных учебно-воспита — тельных задач.

7.  Конструкция оригинального дидактического средства.

8.  Учебное пособие по отдельному разделу школьного предмета.

9.  Методические рекомендации школьникам по различным видам деятельности (игра, труд, спорт, техника и т.д.).

10.  Проекты оборудования школьных кабинетов, участков, станций, музеев.

11.  Программы школьных кружков, клубов, объединений.

В большинстве педвузов разработаны общие и конкретные подхода к оценке студенческих научных работ. Так, показателями ценности исследования по педагогике являются следующие: актуальность темы, ее теоретическая и прикладная значимость, связь работы с потребностями практики нравственного воспитания уч-ся, самостоятельность опытно-экспериментальной работы, новизна подхода и результатов, осведомленность автора о состоянии вопроса в теории и практике нравственного воспитания, методологическая обоснованность, адекватная предмету методика исследования, наличие достаточно разработанного аппарата, наконец, четкое оформление текста, выводов, рекомендации и владение научным языком (понятиями) педагогики. В качестве оценки научных студенческих работ по психологии рассматриваются такие их признаки, как обоснование выбора проблемы и темы исследования, самостоятельность подбора и изучения основной и дополнительной литературы по проблеме, критическое использование научной литературы, раскрытие различных точек зрения, собственное отношение к ним, адекватность подобранных методов целям исследования сформулированной проблемы, грамотная постановка эксперимента и интерпретация полученных данных. Сюда же относится умение делать соответствующие выводы, практическая значимость и оформление работы (список использованной литературы, чертежи, схемы, таблицы, графики). Разрабатывается и используется ряд критериев научных студенческих работ по частным методикам. Важное место в системе НИРС занимает подведение итогов на основе принципов соревнования: гласность, сравнимость результатов, помощь передовиков отстающим, положительная общественная оценка победителей соревнования. Для определения победителей по каждой из форм подведения итогов (смотр-конкурс, студенческие научные конференции, выставки научного и научно-технического творчества студентов и др.) НИРС утверждается жюри. Лучшим студентам и их научкым руководителям устанавливаются различные поощрения (денежные премии, памятные подарки, грамоты, объявление благодарности в приказе ректора и т.д.). Систематическая планомерная подготовка студентов к проведению научных исследований по педагогике, психологии и методикам является обязательным компонентом НИРС.

Рубрики

Партнеры: