Педагогика

РЕЛИГИЯ

форма общественного сознания, в к-рой отражаются и объясняются явления природы и общества не на основе науки, а на базе религиозных верований.

Практически все религии мира держатся на двух наиболее существенных мотивах человеческого веропослуша — ния. Первый из них связан с «пряником» обещаний вечной (в тех или иных формах) жизни после физической смерти. Разумеется, для праведников и только для праведников. Второй — с «кнутом» угрозы невыносимых страданий после смерти в случае отступничества от веры, со страхом неминуемого наказания и, прежде всего, лишения неправедно живущего вероотступника и вечного блаженства посмертного существования, и самого бессмертия души. По мысли Б.С. Гершунского, удерживать умнеющую, но утрачивающую духовные ориентиры паству в узде подобных примитивных канонов становится все труднее. Именно поэтому сила даже самых могущественных и пока все еще массовых мировых религий постепенно будет снижаться. Но и без веры человечество, даже в условиях, казалось бы, беспрепятственного триумфа знания, жить не сможет. Нужен поиск действительно природосообразных способов возвращения Веры, но возвращения ее на принципиально ином, качественно новом уровне, учитывающем стойкость биологической природы и вместе с тем подвижность духовного Мира человека. И столь очевидно индивидуализирующееся и трансформирующееся ныне ключевое понятие любой религии — БОГ

будет со временем все более явственно отождествляться с понятием Смысла жизни, с теми высшими идеалами и духовными ценностями, к-рые, надо верить, всегда будут вести за собой Человека… Спрашивается, будет ли Новый Человек (Человек будущего) стремиться к продолжению своего неповторимого Я после смерти? Автор отвечает: «Да». Человека, несомненно, будет волновать этот извечный вопрос Веры. И ответ на него должна дать Новая Религия, основанная на раскрепощенном от иррациональных, мистических пут и догматов Знании, через реализацию своих способностей, через Труд, оснащенный не только высочайшим профессионализмом и творчеством, но и высокими нравственными ориентирами и приоритетами, Труд, востребованный людьми и отдаваемый людям.

Но и Вера, и Знание, и готовность к Труду закладываются в школе, формируются всеми звеньями образования. Именно в этом — смысл образовательной деятельности, смысл обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития личности.

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики