Педагогика

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

принцип рассмотрения психического развития в онтогенезе, основанный на выделении качественно отличающихся ступеней (стадий). В концепциях этого типа (в противоположность концепции непрерывного развития) смена стадий полагается имеющей в основании нек-рый устойчивый признак (или отношение признаков). В зависимости от своих теоретических установок сторонники П.п.р. подразделяют процесс психического развития на большее или меньшее число стадий, используя при этом разные критерии и выделяя различное психологическое содержание стадий.

В отечественной психологии особо прочный фундамент П.п.р. заложил Л.С. Выготский; для него критерием были психологические новообразования, характерные для каждой стадии, к-рая определяется характеристиками устойчивой, адекватной возрасту социальной ситуации развития. Выделяются следующие этапы развития: младенчество, ранний возраст, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский возраст. Стабильные возрасты разделены кризисными, в к-рые происходит смена социальной ситуации развития. Д.Б. Эльконин развил эти положения, обосновав свою П.п.р. сменой ведущих типов деятельности и выделив разные по содержанию стадии — эпохи, фазы, периоды. Выделены два типа фаз возрастного развития — фазы освоения мотивационной стороны человеческой активности и фазы овладения операционально-технической стороной деятельности. В соответствии с этим дошкольный возраст (возраст овладения смыслами человеческой деятельности в игре) и младший школьный возраст (возраст овладения средствами мыслительной деятельности в учебной деятельности) составляют две фазы единой эпохи — детства. В рамках культурно-исторической теории существуют и другие, менее известные, периодизации. Они базируются на П.п.р. Л.С. Выготского и отличаются от нее и друг от друга признаком, лежащим в основе различения стадий. Так, А.В. Петровский указывает на характеристики «значимого другого», рассматривая в качестве основного признак референтности.

П.п.р. преимущественно относятся к психическому развитию в детстве, поскольку достижение зрелости требует «проживания» общих для всех индивидуальных случаев стадий развития; в зрелом возрасте развитие может осуществляться по индивидуальным траекториям, а потому создание единой периодизации представляется спорным. Многочисленность и разнообразие предложенных П.п.р. закономерно отражают многомерность самого процесса психического развития.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте