Анализ онтогенеза игры

Eleanor Plays With a Puzzle

Хотя сейчас принято говорить, что последнее, что нам осталось познать, — это космос, на самом деле, возможно, последнее, что нам осталось познать, — это детство.

Г. Л. Лэндрет

Анализ онтогенеза игровой деятельности позволяет не только раскрыть существо игры благодаря последовательному выделению этапов ее развития, но и открывает новые возможности в понимании взаимосвязей отдельных структурных компонентов игры. Игра сопутствует развитию ребенка на протяжении длительного периода, несколько раз меняя свое место в иерархии различных видов деятельности. Современные представления о взрослении неизменно связаны с игрой и игрушками, которые окружают ребенка вплоть до совершеннолетия. Трудно определить возраст, когда игра впервые становится значимой формой активности, но еще труднее определить период, когда она окончательно уходит из жизни ребенка. Порой подросток с пробивающимися усами самозабвенно играет с младшим братом и брат — лишь повод окунуться в мир игры, фантазии, преображений. И хотя традиционно ролевую игру как ведущую деятельность относят к дошкольному возрасту (от 3 до 7 лет), игра не теряет своего значения и в младшем школьном возрасте.

Теоретические подходы к игре отличаются как с позиции определения стадий развития игры, так и терминологическим выделением типов игры. Исследователи выделяют предметную игру, которую также называют игрой-манипуляцией, практической, исследовательской или функциональной игрой. Социальная игра выделяется в соответствии с критерием наличия игрового взаимодействия со взрослым или сверстником. Традиционная сюжетно — ролевая игра в зарубежной литературе определяется как символическая. Некоторые исследователи включают в онтогенез игры младенчество и добавляют в типологию моторную игру, хотя объективно выделить элемент условности или притворства в активности младенцев довольно сложно.

Б. Гарнер предлагает при обсуждении типов игры в младенчестве и раннем детстве учитывать два факта: 1) быстрые возрастные изменения в других сферах влияют на развитие игры и 2)младенческую игру довольно сложно разделить на дискретные типы [32].

Нижняя возрастная граница возникновения игры определяется уровнем развития основных сенсорно-двигательных координации, создающих возможность манипулирования предметами. Генетически первой формой игры являются подражательно-параллельные действия и игра рядом. В работах Л.С.Выготского подражание выделяется как этап первичного усвоения специфики культурного социума и важный фактор развития высших форм поведения. По мере развития способности ребенка комбинировать отдельные блоки действий в его игровой активности все большее место начинает занимать предметная игра, целью которой является выявление отношений между предметами.

Систематические исследования развития игры показали наличие индивидуальных и культурных различий, которые могут возникать в последовательности перехода от одной стадии игры к другой. Дж.Рупнарайн, Дж.Джонсон и Ф.Хупер в исследовании 1994 г. показали, что определенные вехи развития игры, признанные типичными дня постиндустриальных западных стран, могут не всегда проявляться в других культурах. Тем не менее анализ развития позволяет выделить последовательные систематические траектории онтогенеза игры.

Оставьте комментарий

Сохранить информацию?

Adblock
detector