Теории детской игры

Основные подходы к исследованию игры

15

Условно, основные подходы к исследованию игры можно представить в виде сводной табл. 1.

Общая позиция Автор и название теории Игра побуждается Роль игры в развитии «Механизм» игры
Биологический подход Г. Спенсер. «Теория избытка сил» Внутренним импульсом Разрядка энергии Психофизиологические проявления
С. Холл. «Теория ослабления» Врожденными филогенетическими атавизмами Ослабление низших инстинктов Биогенетический закон
К. Гросс. «Теория упражнения» Природным стремлением к саморазвитию Упражнение психических функций Подражание, тренировка навыков
3. Фрейд. «Теория влечений» Стремлением к удовлетворению потребностей Овладение влечениями и эмоциями Символическое удовлетворение потребности
Ф. Бойтендайк. «Теория влечения» Влечением к освобождению и слиянию Отношения с дифференцированной средой Особенности динамики поведения молодого организма
А.Адлер. «Теория компенсации» Влечением к власти Преодоление естественной слабости Замещающее удовлетворение потребностей
К. Бюлер. «Теория удовольствия» Функциональным удовольствием Закрепление форм поведения Дрессировка излишней пластичности организма
В.Штерн. «Теория конвергенции» Особым инстинктом игры Координация инстинктов и среды Преждевременное созревание способностей
Культурологический подход Ф. Шиллер. «Эстетическая теория» Эстетическим чувством Духовное развитие Сознание условности, двойственности, видимости
И. Хейзинга. «Культурная теория» Включенность в общественные отношения Форма осуществления искусства Соревнование или показ, драматизация
Психологический подход В.В. Зеньковский. «Эмоциональная теория» Эмоциональными переживаниям Развитие чувств и фантазии Активное осмысление социального наследства
Ж.Пиаже. «Теория двух миров» Врожденными желаниями Развитие интеллекта Ассимиляция представлений об окружающем
Л.С. Выготский Обобщенными неопредмеченными аффектами Возникновение знаковой системы Освоение социальных отношений
С.Л. Рубинштейн. Специфическими мотивами Развитие мотивационной сферы Переживание значимых сторон действительности
Д.Б. Эльконин. «Социальная теория» Общение со взрослыми Становление высших потребностей Моделирование социальных отношений

Биологическое происхождение игры стремились обосновать многие исследователи, выделяя разные инстинкты и глубинные влечения как основание возникновения игры. 3.Фрейд и М. Клейн выделяли в качестве основного игрового импульса сексуальное влечение, А. Адлер и В. Штерн считали таковым инстинкт борьбы за власть, а Ф. Бойтендайк отдавал предпочтение влечению к освобождению и объединению. На социальное значение игры указывали Дж. Болдуин, В. В.Зеньковский, JI. С. Выготский и Д. Б. Эльконин. Понимание игры как явления культуры, развития общества в целом характерно для теории игры И.Хейзинги. Однако последовательный, глубокий анализ происхождения игры в фило — и онтогенезе, доказательное исследование структуры игровой деятельности и закономерностей ее влияния на психическое развитие ребенка мы находим только в теории игры Д. Б. Эльконина. Понимание игры как особой деятельности ребенка по ориентации в мире человеческих отношений и идеи Д. Б. Эльконина относительно структуры ролевой игры рассматриваются в отдельной главе.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте