Условно, основные подходы к исследованию игры можно представить в виде сводной табл. 1.
Общая позиция | Автор и название теории | Игра побуждается | Роль игры в развитии | «Механизм» игры |
Биологический подход | Г. Спенсер. «Теория избытка сил» | Внутренним импульсом | Разрядка энергии | Психофизиологические проявления |
С. Холл. «Теория ослабления» | Врожденными филогенетическими атавизмами | Ослабление низших инстинктов | Биогенетический закон | |
К. Гросс. «Теория упражнения» | Природным стремлением к саморазвитию | Упражнение психических функций | Подражание, тренировка навыков | |
3. Фрейд. «Теория влечений» | Стремлением к удовлетворению потребностей | Овладение влечениями и эмоциями | Символическое удовлетворение потребности | |
Ф. Бойтендайк. «Теория влечения» | Влечением к освобождению и слиянию | Отношения с дифференцированной средой | Особенности динамики поведения молодого организма | |
А.Адлер. «Теория компенсации» | Влечением к власти | Преодоление естественной слабости | Замещающее удовлетворение потребностей | |
К. Бюлер. «Теория удовольствия» | Функциональным удовольствием | Закрепление форм поведения | Дрессировка излишней пластичности организма | |
В.Штерн. «Теория конвергенции» | Особым инстинктом игры | Координация инстинктов и среды | Преждевременное созревание способностей | |
Культурологический подход | Ф. Шиллер. «Эстетическая теория» | Эстетическим чувством | Духовное развитие | Сознание условности, двойственности, видимости |
И. Хейзинга. «Культурная теория» | Включенность в общественные отношения | Форма осуществления искусства | Соревнование или показ, драматизация | |
Психологический подход | В.В. Зеньковский. «Эмоциональная теория» | Эмоциональными переживаниям | Развитие чувств и фантазии | Активное осмысление социального наследства |
Ж.Пиаже. «Теория двух миров» | Врожденными желаниями | Развитие интеллекта | Ассимиляция представлений об окружающем | |
Л.С. Выготский | Обобщенными неопредмеченными аффектами | Возникновение знаковой системы | Освоение социальных отношений | |
С.Л. Рубинштейн. | Специфическими мотивами | Развитие мотивационной сферы | Переживание значимых сторон действительности | |
Д.Б. Эльконин. «Социальная теория» | Общение со взрослыми | Становление высших потребностей | Моделирование социальных отношений |
Биологическое происхождение игры стремились обосновать многие исследователи, выделяя разные инстинкты и глубинные влечения как основание возникновения игры. 3.Фрейд и М. Клейн выделяли в качестве основного игрового импульса сексуальное влечение, А. Адлер и В. Штерн считали таковым инстинкт борьбы за власть, а Ф. Бойтендайк отдавал предпочтение влечению к освобождению и объединению. На социальное значение игры указывали Дж. Болдуин, В. В.Зеньковский, JI. С. Выготский и Д. Б. Эльконин. Понимание игры как явления культуры, развития общества в целом характерно для теории игры И.Хейзинги. Однако последовательный, глубокий анализ происхождения игры в фило – и онтогенезе, доказательное исследование структуры игровой деятельности и закономерностей ее влияния на психическое развитие ребенка мы находим только в теории игры Д. Б. Эльконина. Понимание игры как особой деятельности ребенка по ориентации в мире человеческих отношений и идеи Д. Б. Эльконина относительно структуры ролевой игры рассматриваются в отдельной главе.
- Кибернетика — наука ХХ века
- Взгляды на игры детей
- Подход к анализу игры
- Противопоставление игры работе
- Характеристика игровых правил
- Побудительные силы для игры
- Игра как инстинкт или влечение