Противопоставление игры работе

Поддерживая традиционное противопоставление игры работе, выделяя ее свободный, бессознательный характер и внешнюю направленность, В. Штерн уделяет внимание и процессам сознания в игре, а конкретнее – проявлениям детской фантазии. Фантазию у ребенка он понимает как этап освобождения образов от непосредственной связанности внешним миром. «Для детей, – пишет В. Штерн, – различение между субъективностью и объективностью переживаний не с самого начала существуют в человеческом сознании, но являются конечной целью долгого душевного развития. Между полным смешением видимости и бытия и резким критическим разъединением обоих имеется бесконечное множество промежуточных форм» [82]. По мере взросления иллюзии ослабевают, а сознание крепнет.

Не отвергает В. Штерн и понимание игры как компенсаторной активности, в которой находит свое выражение влечение к власти. В своих дневниках В. Штерн описал следующее наблюдение за игрой детей: «Гильда играет со своим братиком в мать и дитя. Квартира убрана, и «дитя» уложено спать. Затем Гильда то и дело ворчит; каждое движение во сне считается недозволенным и наказывается шлепками. Вообще наказание – любимая часть игры. В каждом человеке таится доля властолюбия; и бедный ребенок, который в обычной жизни должен только подчиняться, пытается хоть в игре взять в свои руки скипетр» [82].

Одновременно с В. Штерном эти же идеи высказывал австрийский врач и психолог ААдпер (1870-1937), формулируя свою «теорию компенсации». А.Адлер характеризует игру как возможность почувствовать себя сильным в противовес той естественной слабости и беспомощности, которую переживает ребенок.

В целом подход В.Штерна к игре очень противоречив. Стремление объединить влияние среды и инстинктов, биологические и педагогические факторы характерно для теоретических построений В.Штерна. Механическое объединение средовых и наследственных факторов, их конвергенция не редиает проблему развития как такового, проблему движущих сил, условий и источников психического развития ребенка, в том числе возникновения и развития игровой деятельности.

Австрийский психолог и психиатр 3.Фрейд (1856- 1939), хотя и не занимался специально анализом игры, предложил, чуть раньше Ф. Бойтендайка, ААдлера и В. Штерна, два возможных подхода к детской игре. Первый – сосредоточен на игре как средстве замещающего или символического удовлетворения потребностей и влечений, которые не находят удовлетворения в реальной жизни. 3.Фрейд оценивает игру, исходя из «принципа удовольствия» как базового механизма развития в детстве. Второй подход предполагает наличие в игре преобразующего потенциала, который позволяет ребенку овладеть через игру своими влечениями и эмоциями, изменить их и направить в то русло, которое задает «принцип реальности».

Читайте далее:

Оставьте комментарий