Педагогика

МЫШЛЕНИЕ ПРАЛОГИЧЕСКОЕ

понятие, введенное Л. Леви-Брюлем для обозначения раннего этапа развития мышления, когда формирование его основных логических законов еще не завершено: существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме. Явления соотносятся по признаку причины-следствия и тогда, когда просто совпадают по времени. Партиципация (сопричастность) событий, смежных во времени и пространстве, служит основой для объяснения большинства событий, происходящих в мире. Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром. При М.п. природные и социальные ситуации осознаются как процессы, идущие под покровительством или при противодействии незримых сил (магическое мировоззрение).

Леви-Брюль не связывал М.п. исключительно с ранними этапами формирования общества, допуская, что его элементы проявляются в сознании обыденном и в более поздние периоды (бытовые суеверия, ревность, страх, возникающие на основе партиципации, а не мышления логического). Более поздние исследователи полагают, что Леви-Брюль преувеличивал значение дологического мышления. В то же время патопсихологи находят элементы этого мышления у больных, страдающих расстройствами психики.

М.п. представляет интерес для психологии религии и для исторической психологии.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте