Педагогика

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ (в педагогике)

приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности. Система М.и. определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологической ориентацией, целями и задачами конкретного исследования. В настоящее время еще не решен вопрос о системе и классификации методов научного исследования в педагогике. Однако большинство авторов сходятся на том, что отдельные методы нельзя изолировать друг от друга, наоборот, их нужно видеть только во взаимосвязи. На современном уровне развития педагогики как науки очень важно для ее дальнейшего развития членение методов, связанное с относительным различием эмпирического и теоретического уровней научного познания. К эмпирическим М.и. в педагогике относят: наблюдение (с применением оценочных шкал); обобщение педагогического опыта; эксперимент (естественный и лабораторный); анкетирование; интервьюирование; анализ содержания педагогических документов; проективные методы; тесты; устные, письменные и практические экзамены; шкалирование и др. К теоретическим М.и. относятся: анализ и синтез, индукция и дедукция в их диалектической взаимосвязи; моделирование; мысленный эксперимент; метод формализации и т.д.

Следует отметить, что эмпирические исследования, основанные на методе научного наблюдения, методе вопросников или педагогическом эксперименте, опираются на определенную теоретическую концепцию. Поэтому нельзя провести четкую грань между вышеизложенными методами. Такие средства познания, как абстракция, анализ и синтез, сравнение, обобщение и конкретизация, индукция и дедукция, являются составной частью как эмпирических, так и теоретических исследований в педагогике.

Кроме вышеназванных групп методов, в педагогической науке применяются также генетический, сравнительный и сравнительно-исторические методы, метод (принцип) единства логического и исторического и др.

Рубрики

Партнеры: