КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

В 30-е гг. XX в. JI.C. Выготский сформулировал один из концептуальных принципов современного обучения: «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой». Существенным признаком обучения является то, что оно создает зоны ближайшего развития, т.е. вызывает ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение ряд внутренних процессов развития. Сейчас эти процессы для ребенка возможны только в сфере взаимоотношений с окружающими и сотрудничества с товарищами, но, продлевая внутренний ход развития, они становятся внутренним достоянием самого ребенка. С этой т.зр., по словам JI.C. Выготского, обучение не есть развитие, но правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, к-рые вне обучения вообще сделались бы невозможными. Обучение есть, т.о., внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека. Новая психическая функция появляется в качестве своеобразного «индивидуального продолжения», ее выполнения в коллективной деятельности, организация к-рой и есть обучение. «…Только то обучение является хорошим (т.е. «правильно организованным» – Е.Р.), к-рое забегает вперед развития» (Выготский JI.C. Педагогическая психология). Вне такого обучения в психической жизни ребенка невозможны такие процессы, к-рые связаны с его развитием. Обучение – внутренне необходимый и всеобщий момент развития. Многие годы эти положения J1.C. Выготского оставались только гипотезой.

Развернуто и на широкой экспериментальной основе гипотезу Л.С.Выготского начали проверять и конкретизировать с конца 50-х гг. XX в. два научных коллектива – Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина (в начале 60-х гг. к руководству вторым подключился В.В. Давыдов): (см. Развивающее обучение по В. В. Давыдову).

Читайте далее:

Оставьте комментарий