ОБУЧЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЕ (по Л.В. Занкову)

Усилия коллектива Л.В. Занкова были направлены на изучение дидактической системы обучения младших школьников в целях их общего психического развития. Л.В. Занков поставил задачу «построить такую систему начального обучения, при к-рой достигалось бы гораздо более высокое развитие младших школьников, чем при обучении согласно канонам традиционной методики» (Л. В. Занков. Избр. пед. труды. М., 1990. С.96). Ее предполагалось создавать путем организации экспериментальных исследований, проведение к-рых изменяло бы существующую практику, демонстрируя эффективность использования особых программ и методов. Результаты воздействия обучения постоянно сравнивались с уровнем развития детей в классах обычных. Такое обучение было вместе с тем комплексным педагогическим воздействием. Это выражалось в том, что содержанием эксперимента являлись не отдельные предметы, методы и приемы, а «проверка правомерности эффективности самих принципов практической системы» (там же. С. 102).

Новая система Л.В. Занкова имеет следующие взаимосвязанные принципы: 1) обучение на высоком уровне трудности; 2) ведущая роль теоретических знаний; 3) изучение материала быстрым темпой; 4) осознание школьниками самого процесса учения; 5) систематическая работа над развитием всех. Эти принципы конкретизированы в программах и методиках обучения грамматике и орфографии русского языка, чтению, математике, истории, природоведению, рисованию, музыке. Особое внимание уделялось созданию условии" для литературного | творчества детей. Методика эксперимента, реализующая принципы новой дидактики, была направлена на то, чтобы возбуждать у детей самостоятельную, ищущую мысль, связанную с живыми эмоциями, с волевой сферой. Это способствовало преодолению монотонности и скуки самого учения. Сравнительное исследование общего психического развития младших школьников в экспериментальных и обычных классах проводилось путем индивидуального обследования с помощью специальных методик. Изучались особенности наблюдения (восприятия), мышления, практических действий по изготовлению заданного предмета. Специально прослеживались особенности духовного роста отдельных детей на протяжении всего начального обучения. В частности, анализировалось взаимодействие мышления и эмоций, наблюдения и мышления. Иными словами, обследовалось состояние общего психического, а не только умственного развития. Особенности наблюдения определялись с помощью методики, требующей выполнения и описания свойств и качеств предлагаемых незнакомых предметов. Уровень наблюдения оценивался по таким показателям: количество выделенных ребенком свойств и качеств предмета, умение сравнивать данный предмет с к.-л. другими, степень обобщенности описываемого свойства. Результаты исследования выявили следующее: по всем перечисленным показателям у большинства уч-ся экспериментальных классов наблюдение находилось на более высоком уровне, чем у уч-ся обычных классов. Особенности мышления изучались с помощью методики по выявлению и обоснованию общности предлагаемых групп предметов по нескольким основаниям. Так, перед детьми располагались геометрические тела, различающиеся по форме, высоте и цвету. Они образовывали четыре группы, каждая из к-рых имела условное название в соответствии с двумя общими признаками – определенной высотой и формой. Дети должны были разгадать принцип объединения фигур в ту или иную группу и обоснованно выделить каждую из них. Работа по группировке предметов выявила наличие семи ее ступеней. Для самой низшей характерно, что ученик не понимал смысла самого задания. Находящийся на самой высокой ступени выделял сходство фигур по высоте и форме и давал словесное обоснование группировок по этим признакам. Для всех др. ступеней характерны различные виды ориентировки. Результаты обследования показали, что продвижение детей на последующие, более высокие ступени в эксперименте происходило интенсивнее, чем в обычных классах. Аналогичный вывод был сделан и в отношении практических действий: уч-ся экспериментальных классов значительно успешнее изготовляли заданный предмет, чем их сверстники. Поскольку наблюдение, мышление и практические действия являются, по мнению Л.В. Занкова, основными линиями психического развития ребенка, то приведенные данные позволили ему сделать вывод о том, что имеется «фундаментальное превосходство школьников экспериментальных классов над уч-ся обычных классов в общем развитии».

Т.о., созданная коллективом Л.В. Занкова дидактическая система имеет прямое отношение к разработке проблем развивающего начального обучения на основе ряда идей JI.C. Выготского. Ее использование продемонстрировало развивающий эффект в сфере таких психических процессов, как наблюдение, мышление, ручные поделки. В этом большое научно-практическое значение поисков коллектива.

Но, по мнению В.В. Давыдова, дидактическая система JI.B. Занкова вызывает ряд вопросов и возражений. Главный из них следующий: развитие какого нового типа или цикла сознания и мышления обеспечивает данная система? К сожалению, в отчетливой и прямой форме такой вопрос J1.B. Занковым даже не ставился. А ведь в свете гипотезы J1.C. Выготского это представляет особый интерес. Правомерно спросить: в чем своеобразие мышления младших школьников в отличие от дошкольников, каково принципиальное новообразование в их мыслительной сфере? Вместе с тем, отмечает В.В. Давыдов, специальный анализ методик и фактических материалов, полученных с их помощью, свидетельствует о следующем. Методика по изучению наблюдения позволяет выявить особенности выделения, словесного обозначения и сравнения младшими школьниками свойств чувственного непосредственно данного предмета. Все это характерно для эмпирического сознания. Методика для исследования мышления была нацелена на выявление умения группировать предметы по внешним признакам. Такое умение характерно для эмпирического мышления. Аналогична методика, выявляющая планирование действий в процессе построения предмета по образцу. Данные детской психологии свидетельствуют о том, что хорошая ориентация в чувственных свойствах предметов, их группировка, т.е. основы эмпирического сознания и мышления, присущи уже детям дошкольного возраста (см.: Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1977). По мнению В.В. Давыдова, дидактическая система Л.В. Занкова и не предполагала выход за пределы эмпирического сознания и мышления, хотя один ее принцип был ориентирован на усвоение именно теоретических знаний. Однако с логико-психологической стороны он не был глубоко проработан. Рассмотрение многих учебно-методических пособий, подготовленных коллективом JI.B. Занкова, показывает, что при всем их своеобразии в них не проведена линия на развертывание собственно теоретических знаний в строгом смысле слова. Содержание этих пособий остается эмпирико-утилитар – ным. Однако благодаря использованию принципов системы JI.B. Занкова эмпирическое сознание и мышление у уч-ся экспериментальных классов оказалось более развитым, чем у учеников обычных классов. Как объяснить этот факт? По мысли В.В. Давыдова, развивающий эффект системы JI.B. Занкова свидетельствует о том, что традиционное начальное образование делало это недостаточно совершенно, оставляя значительные резервы. Именно такие резервы и были выявлены системой JI.B. Занкова. JI.B. Занков осознавал внутреннюю связь зон ближайшего развития с психическим развитием детей. Однако в принципах его системы эта связь никак не отражена. В экспериментальном обучении очень слабо представлены моменты организации учебного общения и сотрудничества как существенных средств создания зон ближайшего развития. Иными словами, остался в тени важнейший аспект отношений обучения и развития.

Читайте далее:

Оставьте комментарий