Педагогика

ИНФАНТИЛИЗМ ЛИЧНОСТНЫЙ

сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому или юношескому возрасту. Индивид, которому свойствен И.л. (инфантил), даже при нормальном физическом и умственном развитии отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе, в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, замещающее реальные поступки, эгоцентризм и др.). Некоторые формы И.л. имеют генотипическую обусловленность. Причинами его могут быть перенесенные в раннем детстве инфекционные заболевания, интоксикации, длительные кишечные расстройства, авитаминозы. В ряде случаев И.л. обусловлен повреждением плода, патологией его внутриутробного развития или родовой травмой. Задержка нравственного и социального созревания личности может быть также результатом деформации условий ее жизни, неправильного воспитания и собственной пассивности.

Чтобы предупредить явления И.л., необходимо своевременно вырабатывать у детей социально-положитель — ную, эмоционально-насыщенную доминанту, формировать у них практические умения и навыки, самостоятельность, ответственность, отрицательное отношение к иждивенчеству. Это поможет не только предотвратить, но и преодолеть И.л.

И.л. может привести к тяжким социальным последствиям. Так, напр., инфантилы тянутся к людям с антисоциальными установками. Из них потом и формируются хулиганы, пьяницы, наркоманы. И.л. предрасполагает детей и подростков к неврозам, различным карикатурным реакциям протеста и др. расстройствам. Необходимо пресекать контакты инфантилов с лицами антисоциального поведения, постоянно их контролировать, формировать у них правильные социальные установки. Достигается это путем кропотливой длительной работы, в которой решающая роль принадлежит семье.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте