Педагогика

ВОЛИ РАЗВИТИЕ

Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и. учится пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции. Внутри каждого из этих направлений В.р., по мере ее укрепления, происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. Напр., внутри познавательных процессов В.р. вначале выступает в форме внешнеречевой регуляции и только затем в плане внут — риречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию др. комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности В.р. можно представить как движение от перэичных к вторичным и далее к третичным волевым качествам.

Еще одно направление В.р. проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Напр., школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, для формирования к-рых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения к-рого необходимы такого рода способности. Есть немало жизненных примеров того, как люди, ставшие известными учеными, художниками, писателями, добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной работоспособности и воли.

Формирование способности к волевым действиям начинается с раннего детства, с овладения ребенком произвольными движениями, в манипуляциях с игрушками и доступными предметами. Собственно волевое поведение начинает складываться тогда, когда ребенок выполняет такие элементарные действия, к-рые связаны с преодолением трудностей, а также такие, к-рые диктуются необходимостью, когда ему впервые приходится делать не то, что хочется, а то, что надо. Большое значение имеют в этом плане систематические указания и требования взрослых. Взрослые умело ставят ребенка перед необходимостью преодолевать различные, конечно, посильные препятствия и трудности, проявлять при этом волевые усилия.

Воля дошкольника развивается при выполнении простейших трудовых поручений, когда ребенок делает что — то для себя и для других, преодолевая при этом определенные трудности. Воля дошкольника развивается и в коллективных играх, когда приходится подчиняться коллективу, правилам игры, сдерживать непосредственные побуждения. Подчинение своего поведения дисциплине игры есть важная школа волевых действий ребенка.

С поступлением в школу начинается новый этап в развитии воли ребенка. Волевая деятельность школьника развивается в значительной степени под влиянием учебной деятельности, предъявляющей ребенку все новые и более серьезные требования. Учебная деятельность, во-первых, требует от школьника умения управлять своей психической деятельностью, организовать произвольное внимание, память и др. психические процессы, усваивать нужный, но порой трудный и малоинтересный материал, непременно заканчивать работу, доводя ее до конца. Во-вторых, учебная деятельность требует от школьника умения управлять своим поведением: он должен выполнять то* что от него требуется, а это далеко не всегда совпадает с тем, что он хочет. Ребенок должен отказаться от занимательной игры, прогулки, интересной телепередачи ради учебных обязанностей. Решающее значение в воспитании воли ребенка имеет руководство взрослых. В первую очередь учитель, затем родители и окружающие ребенка взрослые начинают применять определенные приемы и средства по воспитанию воли школьника и направлять ее развитие. Воля воспитывается только в процессе преодоления трудностей, поэтому стремление отдельных родителей устранить все трудности с жизненного пути ребенка не способствует проявлению волевых усилий, умения преодолевать трудности и препятствия. Воспитание ответственности, долга важное условие воспитания воли. Воспитанию воли у школьников способствует личный пример взрослых, в первую очередь учителя и родителей. Воля школьника воспитывается через подражание делам и поступкам волевых людей, волевому поведению учителей, родителей, героев книг, кинофильмов и т.д. Велика роль коллектива в воспитании воли. Целеустремленный, трудолюбивый коллектив положительно влияет на школьника, помогая ему преодолевать трудности, вырабатывает умение правильно соотносить личные и общественные цели. Немалую помощь в В.р. уч-ся оказывает физкультура, спорт и правильный режим. Иногда уч-ся бывают слабовольными отчасти потому, что у них нет достаточ — HorQ запаса нервных и физических сил для преодоления препятствий. Физически слабый, с расстроенной нервной системой человек быстрее может потерять самообладание. Выдержка, выносливость, настойчивость более присущи физически здоровым, с крепкими нервами людям. Определенное значение имеет и самовоспитание уч-ся, упорная работа над развитием у себя волевых качеств. Основное правило, которое при этом должен соблюдать уч-ся, — постепенность развития волевых усилий и постоянство работы над собой. Уч-ся должен знать, что и небольшие победы над собой делают человека более волевым. Необходимо неуклонно воспитывать привычку строго следить за собой, стараться преодолевать свои недостатки (плохие привычки, лень, импульсивность и т.д.).

В.р. — это воспитание личности в целом, а не одной к.-л. ее стороны. Волевой человек это человек деятельный, способный всегда выполнять свои разумные и принципиальные решения, способный решительно действовать, бороться с трудностями, преодолевать препятствия. Это человек активный, организованный. Воспитание воли не должно ограничиваться выработкой способности к отдельным волевым проявлениям. Воспитывать волю значит закреплять эти проявления, сделать их своими постоянными склонностями, качествами личности. Такие закрепленные постоянные качества личности становятся чертами характера. Поэтому воспитание воли это одновременно и воспитание волевых черт характера. Нам нужны люди с творческой инициативой, решительные, уверенные в своих силах, смелые, настойчивые, мужественные, с сознанием ответственности, дисциплинированные одним словом, люди волевые.

Рубрики

Партнеры: