ЗАИКАНИЕ

расстройство речи, выражающееся в задержках, остановках (тоническая форма) или повторении слогов, слов и отдельных звуков (клоническая форма). Отмечается преимущественно у детей, реже у взрослых. У заикающихся наблюдаются нек-рые вторичные явления, возникающие как результат стремления преодолеть свой дефект — эмболофразия (произнесение лишних слов и звуков) и сопутствующие движения, помогающие выиграть время для того, чтобы справиться с возникающими в речи затруднениями. 3. нередко сопровождается астеническим поведением (застенчивость, нерешительность и т.п.). Оно усиливается в присутствии посторонних лиц или ситуации особого психического напряжения. Методика исправления 3. разрабатывается и применяется логопедами.

Что делать, если ребенок-дошкольник начинает вдруг заикаться без видимых причин: не было сильного испуга, стресса, травмирующей ситуации? Он напрягается, когда пытается говорить, и расстраивается, если взрослый пытается поправить его. Как можно помочь ребенку в таких случаях?

Большинство детей трех-четырех лет проходят через период 3. или потери плавности речи. Это связано с тем, что их способность мыслить опережает способность высказаться, найти нужные слова. Если об этих трудностях сокрушаться и спорить в семье, переживания ребенка могут стать весьма серьезными. Если же вы не будете торопить события и дадите ребенку время, в к-ром он нуждается, чтобы суметь выразить словесно свои «идеи», — он почти наверняка сам преодолеет свое заикание. Скажите ему, что вы понимаете его по жестам и выражению лица и ему не нужно так спешить, чтобы научиться говорить. Уверьте его: если он сможет замедлить свои высказывания, то слова будут рождаться намного легче.

В том случае, если ваши старания окажутся тщетными и устранить психологический дискомфорт ребенка, равно как и 3., не удастся — придется проконсультироваться с психотерапевтом. У профессионалов в запасе много прекрасных средств и способов, чтобы помочь ребенку в решении его проблем. Но прежде уверьтесь в том, что ваш ребенок согласен и готов принять эту помощь. Иначе постороннее вмешательство лишь усугубит его ощущение собственной несостоятельности.

В основном можно встретить два вида 3. Так называемое неврозоподобное 3. связано с биологическими причинами — врожденным недоразвитием речи или органическими повреждениями (из-за сотрясения мозга, менингита, энцефалита и т.д.). Обычно такое 3. бывает у детей, родившихся вследствие тяжелой беременности, тяжелых родов, много болевших в первые годы жизни; иногда оно связано с наследственностью. Есть семьи, в к-рых 3. передается из поколения в поколение, но к определенному возрасту исчезает.

Почти всегда такое 3. сопровождается и др. речевыми нарушениями — косноязычием, слишком быстрой речью и др. Этих больных лечат в первую очередь меди- каментозно — проводят рассасывающую, общеукрепляющую терапию, а затем учат правильно говорить: медленно, четко, выразительно, контролируя свою речь. Обычно до 10-12 лет такие пациенты не тяготятся своим дефектом. Но в подростковом возрасте, когда в психике происходят мощные изменения, у ребят появляются болезненные переживания, они начинают стесняться, отмалчиваться в обществе, особенно с незнакомыми людьми. Лечить приходится, кроме расстройства речи, еще и невротические нарушения.

Др. вид 3. связан не с биологическими причинами, а в первую очередь именно с неврозами — т.е. с нарушениями, вызванными межличностными конфликтами и психологическим напряжением. Именно дети и подростки в силу незрелости психики беззащитны перед стрессами и подвержены психическим травмам. Поэтому невротические формы 3. чаще всего и начинаются в детском возрасте. Происходит это по одному из двух сценариев. В одних случаях под влиянием тяжелой психической травмы речь вначале как бы отключается, а затем восстанавливается, но уже с 3. В др. случаях после травмы возникает страх речи, к-рый мешает нормально говорить. Поэтому при волнении или тягостных воспоминаниях невротики начинают заикаться. Это 3. очень непостоянно: в спокойной обстановке, в знакомой ситуации такие люди говорят нормально, а при сильном волнении заикаются или вообще ничего не могут сказать. Обычно такие нарушения сочетаются с нарушениями сна, аппетита, повышенной раздражительностью и др. невротическими проявлениями.

Если психическая травма была кратковременной, то такие реакции, как правило, быстро проходят. Но у нек — рых детей они могут зафиксироваться, и 3. становится стойким.

При невротическом 3. поможет прежде всего психотерапевт. Лечение включает в первую очередь внушение, в т.ч. и гипноз. Необходимо лечить все проявления невроза, даже если 3. кажется самым тяжелым из них. Обычно такие больные полностью излечиваются от своего страдания и в дальнейшем не испытывают необходимости обращаться к врачам. Лишь у незначительного числа людей 3. не проходит к подростковому возрасту. Это говорит либо о тяжести нарушения, либо о неправильном лечении в прошлом. Но и в таком случае при настойчивости и терпении пациента и его родственников прогноз благоприятный.

Реже встречаются другие (|юрмы 3. Они возникают преимущественно в раннем детстве и к школьному возрасту обычно проходят. Напр., 3. вследствие подражания бывает у очень маленьких детей или у очень внушаемых людей, долго общающихся с заикающимся человеком. Здесь помощь логопеда или психотерапевта не требуется, важно только правильное поведение взрослых — не фиксировать внимание на особенностях речи ребенка.

Не требует вмешательства специалистов еще одна особая форма 3. Она возникает у детей, к-рые смотрят все телепередачи подряд и не успевают переварить беспорядочно поступающую информацию. Достаточно упорядочить досуг ребенка, чтобы речь пришла в норму.

Решать, какой вид 3. у ребенка и какая помощь ему нужна, должен все-таки специалист — логопед, психотерапевт. Не стоит заниматься самолечением или обращаться к сомнительным, хотя и заманчивым предложениям.

Добавить мысль

Рубрики