Педагогика

ЭМПАТИЯ

1) внерациональное познание человеком внутреннего мира др. людей (вчувствование). Способность к Э. — необходимое условие для развития такого качества, как проницательность, у практического психолога (консультанта, психотерапевта). Эстетическая Э. — вчувствование в художественный объект, источник эстетического наслаждения; техническая Э. — вчувствование в технический объект; 2) эмоциональная отзывчивость человека на переживания др. человека. Э. как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сорадования). В основе Э. как социального познания и высших форм Э. как эмоционального отклика лежит механизм децентрации. Сопереживая, человек испытывает чувства, идентичные наблюдаемым. Сопереживание может возникнуть по отношению как к наблюдаемым (воображаемым) чувствам других, так и к переживаниям персонажей художественных произведений, кино, театра, литературы, живописи (эстетическое сопереживание). При сочувствии человек переживает нечто иное, чем тот, кто вызвал у него эмоциональный отклик. Сочувствие побуждает человека к помощи другим. Чем более устойчивы альтруистические мотивы человека, тем шире круг людей, к-рым он, сочувствуя, помогает.

Рубрики

Партнеры: