Педагогика

ТВОРЧЕСТВА МОТИВАЦИЯ

Для психологии творческая мотивация поиска (идей, образов, сюжетов, сценариев и т.д.)

одна из центральных проблем. Ее разработка важна для правильной трактовки коренных вопросов формирования людей науки, техники и искусства и для рациональной организации их труда. С целью лучшей ориентации в иерархии различных мотивационных уровней психологи разделили мотивацию на внешнюю и внутреннюю.

Под «внешней» мотивацией они обычно понимают мотивацию, исходящую не от предметно-исторического контекста творческой деятельности, не от запросов и интересов логики ее развития, преломляющихся в побуждениях и замыслах отдельного исследователя-творца, а от др. форм его ценностной ориентации. Эти формы (жажда славы, материальных преимуществ, высокой социальной позиции и т.п.) могут быть для него в высшей степени значимы, могут быть представлены в самых глубинах его личности, и тем не менее они являются внешними по отношению к развивающейся науке (технике или искусству), в к-рой живет творец со всеми своими привязанностями, страстями и надеждами. Честолюбие (стремление к достижению лидерства в общественной жизни, науке, культуре, карьеризм и т.д.), напр., может служить могучим двигателем поведения, характеризующим самую сердцевину личности. И тем не менее оно — внешний мотив, поскольку творческая деятельность, им мотивируемая, выступает для творца в виде средства достижения целей, внеположных, напр., для идущего собственными путями процесса развития научной мысли. Известно, что внешнее одобрение, выражающееся в разнообразных видах признания и почестей, является важным стимулом для многих творческих людей. Непризнание научных заслуг со стороны коллег и научных организаций приносит ученому большие огорчения. Ученым, попадающим в подобную ситуацию, Г. Селье рекомендует относиться к ней философски: «Пусть лучше люди спрашивают, почему он не получил высоких званий и должностей, чем почему он получил их». Своеобразной разновидностью честолюбия является любовь к женщине как внешний мотив творчества. Нек-рые выдающиеся люди считали это чувство сильным стимулятором творчества. Напр., А.С. Пушкин писал: «Сладостное внимание женщин — почти единственная цель наших усилий». Эту т.зр. разделял И.И. Мечников. Неудовлетворенность своим положением также служит важным мотивом творчества (Н.Г. Чернышевский). Как неудовлетворенность своим положением, так и стремление к самовыражению могут быть стимулами творческой деятельности одного и того же человека. Отчетливо эту мысль высказал A.M. Горький: «На вопрос: почему я стал писать? — отвечаю: по силе давления на меня «томительной бедной жизни» и потому, что у меня было так много впечатлений, что «не писать я не мог». Значительное место среди мотивов творческой деятельности занимает также нравственно-пси — хологическая сторона этой деятельности: сознание социальной важности и нужности проводимых исследований, чувство долга и ответственности за характер и использование результатов научного труда, сознание тесной связи своей деятельности с работой научного коллектива и др. Особенное значение в нравственной мотивации научной и любой др. творческой деятельности имеет чувство нравственного долга творческих личностей перед своим народом и человечеством. Творцы должны постоянно помнить о гуманной направленности своей деятельности и отказываться от работ, возможные трагические последствия к-рых заранее известны. Об этом не раз говорили многие крупнейшие ученые и представители искусства XX в. — А. Эйнштейн, Ф. Жолио- Кюри, И.В. Курчатов, Д.С. Лихачев и др. Одним из внешних мотивов является социальная фацилитация — повышение скорости или продуктивности деятельности творческой личности вследствие воображаемого или реального присутствия др. человека или группы людей (без непосредственного вмешательства их в деятельность), выступающих в качестве соперника или наблюдателя за его действиями. Одним из мощных стимулов творчества можно считать скуку. По мнению Г. Селье, творческие люди интенсивно ищут «духовные отдушины». И если они уже приобрели вкус к серьезным умственным упражнениям, все другое в сравнении с этим представляется им не стоящим внимания. К самым непривлекательным стимулам творчества следует отнести зависть и стремление приобрести большие материальные блага, высокие должности и громкие звания. Среди творческих работников встречается зависть двух видов. Первый — «белая зависть», при к-рой признание чужого успеха оказывается для индивида стимулом творческой активности и стремления к соревнованию. Именно такую зависть А.С. Пушкин считал «сестрой соревнования». «Черная зависть» подталкивает индивида к свершению враждебных действий по отношению к объекту зависти (синдром Сальери) и оказывает деструктивное влияние на самую личность завидующего.

К внутренним мотивам творчества относятся интеллектуальные и эстетические чувства, к-рые возникают в процессе творческой деятельности. Любознательность, удивление, чувство нового, уверенность в правильности направления поиска решения задачи и сомнение при неудаче, чувство юмора и иронии — вот примеры интеллектуальных чувств. Академик В.А. Энгельгагдт полагал, что врожденной инстинктивной силой творчества является стремление уменьшить степень неведения об окружающем нас мире. Он считал этот инстинкт родственным инстинкту утоления жажды. Именно поэтому справедливо утверждать, что не ученый отдал жизнь служению науке, а наука служила удовлетворению его потребности в творчестве. То же можно сказать и о поэте, и о поэзии, и вообще о любой творческой личности и ее творениях. О том, что потребность в творчестве, в создании нового и оригинального находится в почти инстинктивной потребности человека, говорит опыт многих талантливых людей. Напр., И.С. Тургенев, по словам его биографа, брался за перо под влиянием внутренней потребности, не зависящей от его воли. Л .Н. Толстой говорил о том, что он писал только тогда, когда не был в состоянии противодействовать внутреннему влечению к сочинительству. Сходные высказывания можно найти у Гете, Байрона, Пушкина и многих выдающихся ученых. Любознательность, умение радоваться каждому малому шагу, каждому небольшому открытию или изобретению — необходимое условие для человека, выбравшего научную профессию. Жажда знания, или инстинкт познания, является основным отличием от животных. И этот инстинкт в высшей степени развит у творческих личностей (JI. С. Соболев). Труд ученого является источником большого наслаждения. По словам академика Н.Н. Семенова, истинного ученого его труд привлекает сам по себе — вне зависимости от вознаграждения. Если бы такому ученому за его исследования ничего не платили, он стал бы работать над ними в свободное время и готов был бы приплачивать за это, потому что наслаждение, получаемое им от занятий наукой, несравненно больше, чем любые культурные развлечения. Тот, кому научный труд не доставляет наслаждения, кто не хочет дать по способностям, тот не ученый, это не его призвание, какие бы степени и звания ему ни были присвоены. Материальная обеспеченность приходит к настоящему ученому сама собой, как результат его верной привязанности тс таукъЩН.     1973). Любозна

тельность, любовь к истине ученого в большой мере обусловлены общим уровнем развития науки, его собственным жизненным опытом, общественным интересом к той или иной проблеме, над к-рой работает ученый. Самое главное, без чего даже высокие профессиональные качества не приводят к успеху, — это способность радоваться и удивляться каждой малой удаче, каждой разгаданной загадке и относиться к науке с тем благоговением, о к — ром говорил А. Эйнштейн: «Я довольствуюсь тем, что с изумлением строю догадки об этих тайнах и смиренно пытаюсь мысленно создать далеко не полную картину совершенной структуры всего сущего». Со времен Платона чувство удивления («таинственности») считается мощным мотивом всех познавательных процессов. Стремление к таинственному, необычному, жажда чуда заложены в человеке так же, как и стремление к прекрасному. А. Эйнштейн по этому поводу говорил: «Самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека, — это ощущение таинственности». Ярко выраженное ощущение таинственности лежит в основе всех наиболее глубоких тенденций в науке и искусстве. Занимаясь творчеством, люди часто испытывают эстетическое удовлетворение, к-рое, как правило, повышает их творческую энергию, стимулирует поиск истины. Творчество включает в себя не только познание, но и красоту, эстетическое наслаждение самим процессом и результатом творческого труда. Проникновение в мир неизвестного, раскрытие глубокой гармонии и удивительного разнообразия явлений, восторг перед открывающейся красотой познанных закономерностей, ощущение силы человеческого разума, сознание растущей власти, к-рую человек благодаря науке приобретает над природой и обществом, порождают гамму чувств и сильнейших человеческих переживаний, глубоко входящих в процесс творческих исканий ученых: удовлетворения, восхищения, восторга, удивления (с к-рого, как говорил Аристотель, начинается всякое познание). Красота науки, как и искусства, определяется ощущением соразмерности и взаимосвязанности частей, образующих целое, и отражает гармонию окружающего мира. Чтобы полнее использовать эстетические мотивы научного творчества, их роль в активизации науки, важно научиться сознательно воздействовать на них, способствовать их беспрепятственному и социально полезному развитию. Огромную и во многом незаменимую роль может сыграть укрепление и развитие связей ученых с миром искусства и литературы. Известный математик П.С. Александров отмечал, что на его развитие как ученого огромное влияние в молодые годы оказала музыка. Именно в те моменты, когда он, возвращаясь с концерта, испытывал какое-то особенно хорошее состояние, к нему приходили ценные мысли. Известны подобные высказывания А. Эйнштейна, отмечавшего исключительную роль художественной литературы в стимулировании новых научных идей.

Оба вида мотивации так тесно связаны друг с другом, что их отдельный обособленный анализ является часто весьма затруднительным. Единство мативации проявляется в самом факте существования и развития природной склонности человекъ чтортотъ^, ъ ТОТ^^б — ности в самовыражении. Внешние мотивы могут служить двигателем творческой деятельности только посредством внутренней мотивации, к-рая создается в результате противоречия внутри познавательного поля между тем, что уже формализовано в виде социализированного знания, и тем, что надлежит формализовать данному субъекту творчества, чтобы претендовать на преимущества, выраженные в терминах внешней мотивации. Очевидно, что в науке критерием успеха не могут служить внешние атрибуты и внешние блага сами по себе, хотя нередко именно их присвоение становится доминирующим мотивом деятельности многих ученых.

К средствам повышения Т.м. в творческом коллективе относится не только использование материальных и моральных поощрений и повышений в статусе. Важное значение имеют также создание условий для самоактуализации творческих возможностей научного работника, раскрытие перед ним перспектив. Среди факторов большого мотивационного значения следует выделить и приобретающие важную роль в современных условиях побуждения ученого, связанные с внедрением результатов научных исследований (в особенности фундаментальных) в практику, и т.д.

Рубрики

Партнеры: