Педагогика

ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

целенаправленное формирование эстчических вкусов и идеалов личности, развитие ее способности к эстетическому восприятию явлений действительности и произведений искусства, а также к самостоятельному творчеству в области искусства. В.э. находится в неразрывной связи со всесторонним развитием культурной жизни общества. Оно направлено прежде всего на воспитание в человеке гуманистических качеств, интереса и любви к жизни в ее многообразных проявлениях. Эстетическому развитию личности должны быть чужды какая бы то ни было односторонность, узкая ограниченность интересов. Роль В.э. в формировании мировоззрения Молодежи обусловлена такими специфическими особенностями эстетического отношения молодого человека к действительности, как эмоциональность, ярко выраженный оценочный подход к явлениям жизни, направленность личности на активное творчество. В.э. играет важную роль в выработке культуры поведения подрастающего поколения, культуры быта. В связи с этим возрастает значение В.э. и для правильного решения проблемы свободного времени. Впустую потраченное свободное время потенциальная угроза обществу. Оно не только не содействует развитию личности, но, напротив, может привести к ее моральной деградации. Решение проблемы свободного времени связано с воспитанием культуры духовных запросов человека, в т.ч. и эстетических потребностей, к-рые должны стать органическими потребностями личности. Весь этот комплекс вопросов В.э. теснейшим образом связан с проблемами искусства. Воспитание потребности в искусстве, понимания его, стремления к активному участию в художественном творчестве одна из первостепенных задач В.э. В свою очередь, искусство является важнейшим средством целенаправленного В.э. Художественное воспитание* т.е. воспитание способности понимать и верно оценивать произведения искусства, воспринимать их красоту, формирование и развитие ‘художественно-творческих потребностей и способностей человека, является существенной составной частью В.э., т.к. искусство представляет собой важнейшую область эстетической деятельности. Художественное воспитание осуществляется посредством ознакомления уч-ся как с общими сведениями из теории и истории искусства, так и непосредственно с произведениями искусства. Однако В.э. не сводится лишь к художественному образованию. Оно должно помочь превратить эстетические знания в эстетические убеждения, а убеждения в поступки. В связи с этим особенно велика роль художественного воспитания в формировании художественного вкуса как одного из важнейших проявлений вкуса эстетического. Незрелость художественного вкуса порою мешает, воспринимая произведения искусства, отчетливо видеть границу между подлинной красотой и «красивостью», глубокой человечностью и сентиментальностью, реалистичностью и грубым натурализмом. «Истинный вкус, — писал А.С. Пушкин, — состоит … в чувстве соразмерности и сообразности» («О литературе», 1962. С. 138), т.е. в чувт стве меры и гармонии как в искусстве, так и в жизни.

Система художественно-эстетического воспитания школьников реализуется прежде всего в учебно-воспита — тельном процессе (на уроках литературы, изобразительного искусства, музыки и пения) и во внеурочное время (путем участия в художественной самодеятельности).

Рубрики