Учимся быть творческими людьми

Культура творчества. Назад, к основам

Культура творчества. Назад, к основам

Культура творчества

Правительство Великобритании попросило меня в 1997 году сформировать национальную комиссию для разработки стратегии творческого образования в начальной и средней школе. Уже существовала государственная программа повышения грамотности, которая, в частности, предусматривала отведение в начальных школах одного часа в день на обучение грамоте по единым учебникам, одобренным министерством. Аналогичный метод был разработан для математики. Из бесед с некоторыми членами правительства я понял, что и от нашей комиссии ждали чего-то подобного, например урока творчества в пятницу после обеда, — такой «причесанной» стратегии, которая отлично ужилась бы в существующей системе. Но наши рекомендации шли гораздо дальше. Развивать творческий потенциал учеников на системной основе означало для нас преобразовать школьную культуру в целом.

Лучший способ достичь этой цели — сделать то, о чем давно просят наши политики — вернуться к основам. Под «основами» мы часто понимаем навыки чтения и письма, а также знания по так называемым базовым дисциплинам: естественным, техническим, прикладным наукам и математике. Бесспорно, все фундаментальные предметы важны. Но прежде чем говорить об учебной программе, следует коснуться более насущных вопросов образования XXI века. Для чего оно нужно, что составляет его сущность? С этой точки зрения будет полезно провести аналогию с театром.

Назад, к основам

Питер Брук — великий режиссер-новатор, один из прославленных театральных деятелей нашего времени — считает, что сплошь и рядом современное театральное действо лишено и зрелищности, и раскованности. Сам режиссер стремится превратить театр в яркое зрелище, в котором всегда присутствует непосредственное восприятие. Для Брука суть театра заключена в тонких связях, возникающих между актером и драматургом, между актером и режиссером, между актером и зрителем. И к этим отношениям добавлять ничего не надо, разве только поддерживать и улучшать их: «Любое ничем не заполненное пространство можно назвать пустой сценой. Человек движется в пространстве, кто-то смотрит на него, и этого уже достаточно, чтобы возникло театральное действие. Тем не менее, говоря о театре, мы обычно имеем в виду нечто другое. Красные занавеси, софиты, белый стих, смех, темнота — все это беспорядочно перемешивается в нашем сознании и создает расплывчатый образ, который мы во всех случаях обозначаем одним словом. Мы говорим, что кино убило театр, подразумевая тот театр, который существовал в момент появления кино, то есть театр с театральной кассой, фойе, откидными креслами, рампой, переменами декораций, антрактами и музыкой, как будто само слово “театр” по определению означает только это и почти ничего больше»*. Постепенно из театра ушло то, что было его главным предназначением; как картины старых мастеров от времени темнеют и покрываются трещинами, так всякого рода хлам искажает понимание сценического действия.

Прямая аналогия с образованием, разве не так? В основе образования лежат отношения между учителем и учеником. Если ученик не усваивает знаний, обучения не происходит. Во многих образовательных системах ясность этих отношений искажена целом рядом обстоятельств: политическими целями, режимом труда, условиями занятости, действующими нормами, системами тестирования, градациями профессий и специальностей, государственными стандартами. При подобном столкновении разных интересов, слабо связанных с собственно образованием, легко забыть о потребностях самих учеников. Что в итоге и происходит. Это одна из причин того, почему многие из них бросают учебу. С самого начала дети чувствуют, что вся эта громоздкая конструкция к ним имеет слишком малое отношение.

В образовании, как и во всем, жизненно важна ясность цели — особенно когда так много людей играет столь разные роли. Деятельность всех сложных систем зависит от множества ролей, причем некоторые из них главные, некоторые — второстепенные. Любая организация должна, во-первых, иметь четкое представление об основном направлении деятельности, ради которого сотрудники выполняют свои роли, и, во-вторых, признать, что каждое такое исполнение способно внести творческий вклад в совершенствование своего бизнеса.

Недавно руководители крупной сети отелей пригласили меня обсудить с ними проблемы подходов к работе с персоналом. Все в компании осознают, что суть их бизнеса — обеспечивать комфорт и удовлетворять желания клиентов. Каждый работник выполняет отведенную ему роль, либо находясь в непосредственном общении с гостями, либо незаметно для них, но в любом случае его основная цель — ублажать их и делать все, чтобы они захотели посетить отель снова. Это понимают не только сотрудники, непосредственно работающие с клиентами, но и те, кто с ними никогда не контактирует, например: прачки, посудомойки, техники и другие. Успех системы зависит от каждого из них. Мытье грязной посуды действительно способствует качеству обслуживания в целом; посудомойки прекрасно знают, как одно пятнышко губной помады на бокале может погубить все, и у гостя навсегда будет испорчено впечатление от отеля. Чувство общей цели и личная ответственность — вот что на самом деле продвигает и расширяет бренд компании.

Основное направление деятельности школы — совершенствовать качество обучения, но об этом слишком часто забывают. Принципы творческого подхода необходимо применять на всех уровнях процесса образования. Директор школы несет особую ответственность за формирование такой культурной среды, которая способствует творческому участию в общем деле каждого, в какой бы социальной роли он ни выступал. Эта культурная среда охватывает все, что происходит в школе, и каждого, кто так или иначе вовлечен в образовательный процесс, независимо от того, улучшает он или ухудшает ситуацию.

Рубрики

Партнеры: