ДИДАКТИКА Я.А. КОМЕНСКОГО

Первой фундаментальной работой по теории обучения является «Великая дидактика» педагога и философа-гуманиста Яна Амоса Коменского (1592-1670), написанная им в 1632 г. и опубликованная в 1657 г. Я. А. Коменский под дидактикой понимал искусство не только обучения, но и воспитания. В настоящее время область воспитания, как и разделы обучения и развития, входят в сферу педагогической науки, хотя определить точные границы, где кончается обучение и начинается воспитание, пожалуй, невозможно. Напр., иногда говорят о воспитывающем обучении.

Я.А. Коменский в своем труде кропотливо, с использованием многочисленных разделов и пунктов, рассматривает особенности обучения, формулирует принципы и «основоположения» обучения, опираясь прежде всего на природу вещей. Приведем пример принципа, обозначенного им как «Все из собственных корней». Этот принцип взят автором «из природы», а также «из человеческого ремесла» и выражен соответствующим образом: «Ибо, сколько на дереве ни появляется древесины, коры, листьев, цветов, плодов, — все это рождается только от корня… От корня у дерева является все, и нет необходимости приносить со стороны и прививать ему листья и ветви. Точно так же оперение птицы не составляется из перьев, к-рые побросали др. птицы, но происходят из самых внутренних ее частей… Так и предусмотрительный строитель все устраивает таким образом, чтобы здание опиралось исключительно на свой фундамент и поддерживалось своими связями, без подпорок со стороны» (Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джу — ринский. М.: Педагогика, 1989. С. 68).

Написанное Я.А. Коменским более трех веков тому назад актуально и сегодня. Я.А. Коменский критиковал школы своего времени за то, что они учат детей чужим знаниям вместо развития собственного взгляда на мир. Причиной этого он называл применение ошибочного метода: «Метод преподавания всех предметов показывает, что школы стремятся к тому, чтобы научить смотреть чужими глазами, мыслить чужим умом. Школы учат не тому, чтобы открывать источники и выводить оттуда различные ручейки, но только показывают ручейки, выведенные из авторов, и согласно с ними предлагают идти по ним к источникам назад».

Решение этой проблемы пытаются найти в современных дидактических теориях: определить способы и технологии обучения, позволяющие детям вырастать «из собственных корней», исследуя своим личностным взором источники главных течений окружающего мира. Однако эту задачу пытаются решить не во всех современных дидактических теориях.

Добавить мысль

Рубрики